Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 100 Коммеморация это социокультурный феномен, которому свойственна синхронность актуализации и консервации культурной памяти. Синтез коммеморативного опыта и актуального искусства образовал качественно новое постмонументальное направление – коммеморативный паблик-арт. Научно-практический интерес к коммеморативным свойствам паблик- арта обоснован его мультитемпоральностью – это направление выступает адаптацией монументального искусства и мемориальной практики к условиям социокультурных трансформаций XXI в. Данный процесс был обусловлен стремлением общества преодолеть кризис мемориальной культуры, а именно упадок функциональности памятников. Сайт-специфичные коммеморативные неомуралы и инсталляции предлагают зрителю новый вариант прочтения исторического текста, заключенного в традиционных памятниках. В своей сайт-специфичности, репрезентативности и функциональности паблик-арт обрел новые формы: от муралов – к неомурализму, от классических памятников и скульптуры – к практике инсталляций и мэппинга. Таким образом, искусство в общественном пространстве стало результатом перехода классической эстетики к экспериментальной (нонклассике) и постнеклассической. Принимая во внимание диалогический характер, коммеморативный паблик-арт является неким «откровением «места памяти» зрителю. В условиях культуры XXI в. степень такого «откровения» становится на порядок выше, чем у традиционных монументов, всецело «заключенных» внутри своей истории. Коммеморативный паблик-арт воспроизводит образы культурной и коллективной памяти без строгой демаркации прошлого и настоящего, опираясь на актуальный социокультурный контекст. Наружные композиции, основным сюжетом которых становятся, например, выдающиеся исторические личности/события, образуют коммеморативный ландшафт городов. Такие произведения обретают свойство пространственной метафоры и качество «карты памяти», что, в свою очередь, становится конструктом общей образно-средовой карты местного территориального пейзажа. Важная черта коммеморативного паблик-арта состоит в погружении зрителя в локальную историю через взаимодействие с искусством – опция посещения экспозиции «музея под открытым небом», которая представлена «местами памяти». В контексте неомузеологической практики – это новый способ «разговора» о памяти и наследии, свободный от авторитарности институций. Кризис исторической политики устраняется стратегиями реактуализации мемориальной культуры, например, методом частичной установки коммеморативного паблик-арта как «неоформы» канонических памятников. Вовлечение зрителя в историко-культурный контекст изобразительно- выразительными средствами коммеморативного паблик-арта – это эффективный способ наделения отдельных участков города качеством «социабельности»; сохранения общественными пространствами роли «исторического места» и отражения их территориальной идентичности. На этом основании паблик-арт функционирует как приоритетный инструмент

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=