Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 115 К ним же отнесли и Спартака, Тиберия Гракха, и Брута. Степан Халтурин (революционер-террорист), Иван Каляев (революционер и террорист, известен как убийца Великого князя Сергея Александровича) и Софья Перовская – одна из руководителей «Народной воли», убившая в результате террористического акта Александра II, стали известны благодаря террористическим актам и убийствам, а не как люди, борющиеся на свои права. По какому принципу были отобраны «новые герои»? Первые были подобраны по принципу значимости для европейской культуры (Французская революция, создание единых национальных социалистических организаций, диктатура и т.д.), а вторые – как доказательство серьезности намерений (идея самопожертвования ради общего дела). В списках среди писателей, художников и поэтов также немало интересных фамилий. Отдельно интересно отметить такой факт, что среди художников в список внесли А. Рублева и А. А. Иванова – создателей произведений на христианские и библейские мотивы. Атеистическое советское стремилось использовать силу влияния религии на общество в своих целях: взяв за основу библейские или христианские мотивы, они переделывали их в соответствии с новой идеологией. Как, например, несохранившийся памятник Иуде Искариоту в Свияжске: взяв за основу историю предательства Иисуса, большевики изобразили его как «первого революционера мира, бунтаря», представив его в памятнике во весь рост с поднятым к небу кулаком. Запутанная история этого памятника заставляет задуматься над тем, как могли быть забыты события, произошедшие в истории в угоду власти: почему не сохранились исторические документы, подтверждающие установку памятник (церковные ведомства, фотографии или воспоминания предполагаемых участников события)? Они могли быть уничтожены специально, так как идея памятника Иуде – это абсурд. Но если не было памятника, то как объяснить появление антирелигиозной поэмы Д. Бедного, центральным персонажем которой явлетя Иуда Искариот? Много ебъясняет гипотеза, что инициатором идеи «Иуды-революционера» был Л. Троцкий, штаб которого располагался в Свияжске, а рупором идей которго в это время был Демьян Бедный. Возвращаясь к плану монументальной пропаганды, стоит отметить и отсылку к западной культуре. Почему было так важно обращение именно к европейским истокам? Прежде всего-это, отсылка к тому, что самодержавие - пережиток прошлого и подтверждение того, что в Европе давно свершилась революция. Кроме того, перенимание европейского опыта происходило не в первый раз (вспомним деятельность Петра I). И, наконец, обращение к европейским истокам позволило бы не просто поднять престиж России на международной арене, избежать многих ошибок, но и найти свой собственный путь (к чему и стремилась Россия со времен славянофилов и западников). Таким образом, план монументальной пропаганды должен был решить сразу несколько проблем: продвижения итогов революции в массы под эгидой «европейского просвещения», поднять культурный, политический и социальный уровень России, реализовать идею борьбы, отобразив ее в виде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=