Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 117 обелиск назывался «В память 300-летия воцарения Дома Романовых». После принятие плана монументальной пропаганды было принято решение об изменении памятника. На месте имен представителей дома Романовых были вырезаны имена девятнадцати видных революционеров и мыслителей: Маркс, Энгельс, Либкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Томас Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов. Символы дореволюционной культуры и атрибуты власти были полностью уничтожены. В нижней части была помещена надпись: «РСФСР», украшенная символикой колоса. А под ней – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В данном обелиске прослеживается тенденция, начатая советской властью еще при первоначальном плане монументальной пропаганды при выборе имен, заслуживающих увековечения после революции. В приведенных примерах показано, как меняется отношение к художественной культуре после 1917 года. Если изначально прослеживалась тенденция к сохранению «старой» культуры и на ее основе создать новую, раннесоветскую, то теперь эта идея была полностью отвергнута. Новая власть стремилась создать свою уникальную «новую» культуру, которая бы полностью отличалась от того, что было до революции 1917 года. План монументальной пропаганды должен был полностью уничтожить то, что существовало до революции 1917 года и демонстрировать в художественной культуре те символы нового мира, которые маркируют власть. Подчеркивая их значимость, новые памятники устанавливались в центральной части города, зачастую и на месте старых. Пример центрального расположения – барельеф С. Т. Конёнкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлёвской стены в 1918 году – символ памяти павших в бою за революционные идеи. Или его памятник Степану Разину, установленный в 1919 году на Красной Площади. Использование образа Разина в художественной культуре прекрасно вписалось в концепцию о новом мире и «работало» на новую власть, подчеркивая идею о том, что революция – это не просто смена власти или убийство политических противников, а прежде всего – борьба за свои права, ведь даже популяризация образа Разина в художественной культуре представляла его как революционера, народного борца с несправедливостью и против бояр, которые негативно влияли на государя. Открытие памятника состоялось 1 мая. Лобное место становилось новым символом революции и местом памяти тех, кто погиб за свои идеи (краткий экскурс в историю: приговор С. Т. Разину был зачитан именно на Лобном месте). Однако, 1 мая – еще и официальный праздник, учрежденный новой властью. Таким образом, открытие памятника превращается в некий «перфоманс», соединяющий в себе план монументальной пропаганды, массовость, идею о новом послереволюционном досуге (на открытие памятника мог прийти любой желающий), но и демонстрацию символов новой власти. Искусство становится платформой для агитационной работы и политической пропаганды. В аналогичной манере прошло открытие и памятника Д. Гарибальди скульптора Карла Зале. 9 мая 1919 года у Московских Ворот прошла грандиозная демонстрация, в которой помимо Петроградских рабочих, приняли

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=