Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 120 Несмотря на все положительные и отрицательные моменты плана монументальной пропаганды В. И. Ленина, он (план) воспринимался как первый шаг в конструировании советской идентичности и воспитании «нового человека» и отчасти «справился» с поставленными задачами. Следующим этапом в перестройке облика города стал 1931 год. Его можно охарактеризовать как второй этап монументальной пропаганды. Возросшая транспортная нагрузка поставила вопрос о строительстве метрополитена, который не был реализован ранее из-за нехватки финансовых ресурсов [4, с. 40]. Архитектурный облик некоторых станций Московского метро повторял замысел плана монументальной пропаганды. Отражение революционных идей при помощи символики в искусстве можно увидеть на следующих станциях метрополитена: Площадь Революции, Белорусская (кольцевая), Комсомольская (кольцевая), Краснопресненская и Киевская. Первая такая станция появилась в 1938 году. Начатая еще при жизни В. И. Ленина концепция политизации искусства приобретает «новую жизнь» [12, с. 8]. Помимо строгого конкурсного отбора, за реализацию проекта отвечали два человека: за проект – уже известный советский скульптор, а за реализацию – участник, победивший в конкурсе. Кроме того, все эскизы должны были быть утверждены специальной комиссией. Авторство противопоставлялось коллективному, что позволяло власти полностью контролировать процесс создания памятника. Одним из таких примеров может послужить строительство метрополитена. Проект «Площади Революции» был отдан А. Н. Душкину, победившему в объявленном конкурсе. За скульптурное оформление отвечал М. Манизер. Они отражали революционную тематику 1917-1937 года. Среди них можно увидеть фигуры революционных героев того времени: рабочего, крестьянина в лаптях, взявшегося за оружие, матроса и т.д. Все эти герои были неофициальными символами раннесоветской культуры, они символизировали идею борьбы, свободы и нового мира, те аспекты, которые продвигали сторонники революции 1917 года. Восточный вестибюль был украшен с помощью мозаики, посвященной 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Центральная композиция – щит с серпом и молотом, окруженный алыми знаменами с датами «1917» и «1947» года. Венчает его символ красной звезды. Изображение звезды в раннесоветской символике присутствовало не только на знаках государственной власти, но в официальных и неофициальных изображениях (символах) в художественной культуре 1917-1929 гг. Мозаику можно увидеть и в настоящее время при входе, над кассой метрополитена. Проектом станции «Белорусская» (кольцевая) занималась Н. Быкова и И. Таранов. За скульптурное оформление также отвечал М. Манизер. Потолок был украшен 12-ю мозаичными полотнами, посвященными жизни белорусского народа в период СССР. Изображение серпа и молота как официальных символов раннесоветской культуры украшали центральные части панно (раньше там находился портрет И. В. Сталина [5, с. 1]). На одном из них можно увидеть герб 1922 года, утвержденный еще при В. И. Ленине.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=