Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 122 киевляне. Е. И. Катонин стал руководителем группы строителей. Однако, до 1953 года на станции можно было увидеть портреты Сталина по меньшей мере в 7 местах: «Провозглашение Советской власти В. И. Лениным. Октябрь 1917 года», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «ХІХ съезд — съезд единства Коммунистической партии, Советского правительства и народа» и многих других. Помимо строительства Московского метрополитена колоссальная роль идеологии в политическом искусстве прослеживалась и в монументальной скульптуре. Как и при строительстве московского метрополитена, монументальное искусство «следовало» аналогичным правилам использования раннесоветской символики в художественной культуре. Например, памятник «Рабочий и колхозница» В. Мухиной. Его называли «эталоном и символом советской эпохи». Проект памятника принадлежал Б. Иофану, а реализация – В. И. Мухиной. В отличие от революционных памятников, «Рабочий и колхозница» был выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали, что позволило ему сохраниться до настоящего времени. Главные герои – неофициальные символы революции 1917 года; серп, молот и развевающееся знамя – символы союза рабочих и крестьян, изображения на государственных знаках. Женский образ также активно использовался новой властью в монументальном искусстве – отсылка к идеям о равноправии и вкладе женщины в революцию, который активно использовался при формировании новой символики после 1917 года. Последующие ее работы отражали идеи плана монументальной пропаганды о наиболее выдающихся деятелях, только это не просто революционные «герои», как было после 1917 года, теперь в список могли войти деятели культуры и искусства, те, кто был «современником революции 1917 года». В работах М. Манизера, Н. Томского и многих других также отражалась раннесоветская символика и идеология новой власти. Помимо памятников и скульптур, на многих улицах были размещены небольшие таблицы с надписями агитационного характера. Такого рода надписи часто сопровождались символическими изображениями и сюжетными линиями. Например, на здании Малого театра можно было увидеть портретный барельеф революционера П. А. Кропоткина со словами: «Обществу, где труд будет свободным, нечего бояться тунеядцев» [3, с. 588-589]. Или лозунг, располагавшийся на доме № 2 по улице Бакунина. В центре – изображение трех фигур, возглавляющих шествие: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» [3, с. 588]. Несмотря на тот факт, что произошло эстетико-политическое «обновление» не только Москвы, но и каждого города, сохранившиеся памятники революции 1917 года не были уничтожены (как это было сделано с памятниками дореволюционной культуры), а новые создавались уже из более прочных материалов, что говорит не только о том, что были учтены предыдущие ошибки первого плана монументальной пропаганды, но и о том, что общественная мысль уже была более подготовлена к масштабным переменам. Намечается новый курс в искусстве, точнее возвращение к истокам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=