Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 129 являются в данной классификации явлениями «утопического импульса», порождающего утопии, но не выстраивающего их напрямую, не воплощающими их, как, например, город или конкретное утопическое сообщество. Представление о вариативности будущего в истории и значении возможных, «иллюзорных» образов возможного играет значительную роль в поздних работах Ю. М. Лотмана [27]. Отметим, что наиболее обобщенные представления о таких идеях и концепциях предлагает М. Эпштейн в своем «Проективном словаре гуманитарных наук» – заключая их в общую рамку метанауки «потенциологии» [49]. Опираясь на теоретические разработки Э. Блоха и других теоретиков «возможного», включая рассмотренных нами выше, мы считаем, что стоит говорить о «возможном», или «культуре возможного» как специфическом предмете изучения, требующим особого подхода. Теперь, исходя из рассмотренных понятий и типологий образов возможного (включая образы будущего) обратимся к нескольким примерам – для наглядности мы выбрали одно из понятий, наиболее противоречивых и ставших «камнями преткновения» как для научного, так и для обыденного языков. А именно, нас заинтересовало в этом отношении понятие «коммунизма», связанное в СССР с ожиданиями будущего в официальной «марксистско-ленинской» идеологии (поскольку интересен именно советский контекст, общеевропейскую историю и значимость данного понятия мы опускаем), игравшей ключевую роль ориентира для советского политического строя и в том числе культурных процессов в СССР (связанное, вне зависимости от действий тех или иных акторов «благодаря» или «вопреки» идеологии). Далее мы рассмотрим представления о коммунизме для нескольких сообществ, склонных к проективному, связанному с воображением и построением прогнозов мышлению – и соотнесем их образы будущего с предлагаемой выше типологией. «Философы» и «функционеры»: Коммунизм и утопизм: pro et contra Начнем с текстов двух групп представителей интеллигенции (безусловно, мы не можем не оговориться о сложности данного понятия, многосоставности [44]): авторов официальных и публичных текстов по философии (здесь, конечно, отметим, что в рассматриваемый период существовали и значительно менее формальные и более гибкие процессы, концепции и высказывания, в том числе в среде философов – и рассматриваемые «словарные» примеры – ни в коем случае не единственные репрезентативные тексты) и, во вторую очередь, авторов речей и программ политических деятелей, включая генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 – 1991 гг. М. С. Горбачева. Одну из самых существенных метаморфоз претерпевает в философском словаре (а точнее – вообще в общественно-политическом вокабуляре и словоупотреблении [32]) «коммунизм». В 1986 г. определение звучит так: «Общественно-экономическая формация, особенности которой определяются

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=