Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 131 человечеству, чтобы оно наконец образумилось и, пока не поздно, изменило курс» [29, с. 559-560]. Набор таких текстов соответствует идеям «нового мышления», по сути, повторяющим постулаты текстов-предупреждений и футурологических прогнозов подобного рода. «Новому мышлению», предлагаемому в качестве основы для того, чтобы освежить идеологию и политику международных отношений в СССР, посвящены целые серии книг и статей, в частности, политолога Ф. Бурлацкого. Покажем здесь два примера официального образа будущего. М. С. Горбачев в одной из официальных речей 1985 г. утверждает: «Третья Программа партии в ее нынешней редакции – программа планомерного и всестороннего совершенствования социализма, дальнейшего продвижения советского общества к коммунизму на основе ускорения социально- экономического развития страны. Это программа борьбы за мир и социальный прогресс» [21, с. 359]. Иными словами, новая программа развития страны все еще направлена к «коммунистическому» идеалу, при том, что предлагаются политические изменения, причем весьма существенные. Ф. Бурлацкий предлагает рассмотреть наиболее важные характеристики «модели современного социализма», предполагающегося в качестве новой политической организации в СССР, как посткапитилистического общества: эффективность, с учетом важной роли НТР; демократизм; гуманизм (обеспечение прав человека) [16, с. 429]. Безусловно, некоторые из этих положений звучали и в более ранних программах, но здесь представление о социализме (стремящемся к более высокой ступени) становится некоторым обновленным ориентиром на современность и эффективность экономического и социального развития. Во внутренней политике для функционеров коммунизм, впрочем, все же, что не удивительно, отходит как понятие на задний план (упоминание его как «горизонта ожиданий» в некоторых текстах словаря – скорее исключение). Его заменяет представление о новом социализме, «демократическом», «гуманном» и т.п. – то есть как некоей незапятнанной (или хотя бы не настолько одиозной) модификации лучшего будущего. Коммунизм был обещан советской властью к выполнению, как известно, за куда более быстрый срок – и напоминать лишний раз об этом обещании, несомненно, было бы культурно- политическим, идеологическим просчетом. Теперь перейдем к другим текстам «философов» (строго говоря, это обозначение условно, поскольку рассматриваемые далее тексты – работы гуманитариев разных профилей, объединенные сходной тематикой). Утопия, как построение лучшего общества выступает как острая дискуссионная тема. Здесь мы обратимся к текстам, связанным с обсуждением утопий и антиутопий (предисловиям к сборникам и отдельным статьям). В эссе Г. С. Батыгина «“Место, которого нет” (феномен утопии в социологической перспективе)» [4] раскрываются некоторые исторические и социальные особенности утопических построений, но основным выводом по поводу идеального общества, или попыток создать идеальный мир становится

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=