Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 149 синтез вербального и визуального, но также включает в себя взаимодействие иных медиа (аудиального, темпорального, пространственного и т.д.) внутри культурного текста. Для данного исследования наиболее актуальным является возможность рассмотрения визуальной поэзии с точки зрения культурологического анализа. Рассматривая культурологические основания проблематики поэтического дискурса в целом, Н. А. Ягодинцева в качестве особенности русской культуры отмечает ее литературоцентричность: «Литература и ее важнейшая часть – поэзия – является системообразующим началом русской культуры, основой для развития других видов искусства, а также коммуникации между ними» [13, с. 108-112]. Визуальная поэзия в этом смысле представляет собой именно такой синтез медиа, который выходит из литературной традиции в сферу современного искусства. Понятие медиума и медиа, равно как и интермедиальности, являются многозначными и широко используются в различных сферах науки и культуры. Введение в научные исследования понятия интермедиальности принадлежит О. А. Ханзен-Лёве [12], который предложил использовать концепцию интермедиальности для анализа различных семиотических типов связей внутри художественного произведения. Анализируя систему этих взаимосвязей, Й. Шретер [14] определяет интермедиальность как синтез медиа, которые образуют некое единство – Gesamtkunstwerk. При этом Й. Шретер предлагает определять понятие медиума и медиа, исходя из интермедиального поля и интермедиальных связей внутри произведения, а не наоборот. В этом плане визуальная поэзия как раз предлагает к исследованию синтетический культурный текст, который объединяет различные медиа (аудиальный, темпоральный, пространственный и др.) и позволяет выявить и описать эти разные медиа, на основании или с учетом которых создается новый культурный текст. К таким источникам можно отнести, в первую очередь вербальный медиум, когда для создания визуального стихотворения используются готовые тексты. К таким произведениям можно отнести:  блэкауты, которые создаются на основании исходного текста (отрывка из книги, статьи и т.д.) путем вычеркивания лишнего корпуса слов для придания оставшимся словам нового смысла. В качестве примера можно привести блэкауты П. Банникова (рис.1) [1]. При этом стоит отметить, что итоговое визуальное оформление блэкаута может быть не только на черном фоне, как мы видим на рис. 1, но и на белом, когда исходный текст заливается белым фоном;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=