Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 164 деятелей без видимых изъянов было характерной особенностью творческого метода эллинских художников. Например, по свидетельству Плутарха Херонейского (ок. 46–127 гг.), мастер, пытаясь скрыть телесный недостаток стратега Перикла (ок. 494– 429 гг. до н. э.) – непропорционально удлинённый череп – изобразил его со шлемом на голове [19, c. 198]. В этом можно убедиться при осмотре сохранившегося скульптурного изображения Перикла работы ваятеля V в. до н. э. Кресилая [29, c. 202-203]. В отличии от предыдущего примера, данная статуя совсем не отражает экспрессию боя. Напротив, стратег хранит олимпийское спокойствие, его коринфский шлем имеет декоративные функции. Он приподнят, тем самым демонстрируя широкий лоб. Этим делается намёк, скорее, на умственные достоинства, чем на волевые качества своего владельца. Памятники патриотам такого типа особенно характерны для нашей страны советского периода. Этот список возглавляют многочисленные монументы В. И. Ленину [8, с. 320]. Творческое начало, соединённое с патриотическим порывом, выделяло человека из полисного коллектива, начиная с эпохи классики. Образ поэта- патриота данной исторической эпохи характерно проиллюстрирован скульптурным портретом драматурга Эсхила (525–456 гг. до н. э.). «Отец трагедии» очень гордился своим участием в битвах при Марафоне и Саламине. Известно, что его могила, согласно завещанию, была расположена рядом с марафонским лесом [17, c. 47]. Облик поэта-патриота запечатлён в статуе, дошедшей до нашего времени в римской копии [29, с. 289]. Перед нами задумчивый, умудрённый жизнью старец . О воспроизведении ваятелем портретного сходства служит факт отсутствия волос на голове Эсхила. Согласно византийскому энциклопедическому словарю Суды, это, по легенде, явилось невольной причиной его гибели. В Сицилии драматург- патриот был убит орлом, принявшим голову Эсхила за гладкий камень и бросившим черепаху, чтобы разбить её панцирь [40]. По нашему мнению, описанный памятник поэту-борцу против чужеземной тирании, имеет логическое продолжение в современных монументах, например, в скульптурном изображении лорда Байрона в Афинах. Наконец, образ патриота мог быть и женским. Свидетельством тому служит поэтесса Телесилла (конец VI в. до н. э.), которая удостоилась рельефного изображения в храме богини любви и красоты. Здесь воплощён патриотический порыв нашей героини: книги брошены у ног, а сама она смотрит на шлем, готовясь надеть его на голову [17, c. 151]. Пафос заключён в противопоставлении мирной миссии поэтессы – служительницы Муз и Афродиты с одной стороны, и грозной воительницы , возглавившей женщин и рабов во время осады родного Аргоса спартанцами [Там же, c. 152] – с другой. Образ Телесиллы, как образец проявления высоких чувств любви к Отчизне, по мнению автора, имеет развитие в европейской (женский облик в скульптурной композиции «Выступление волонтёров», установленной на Триумфальной арке в Париже) и отечественной (памятник «Родина-мать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=