Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 165 зовёт!» на Мамаевом кургане в Волгограде) мемориальной культуре. Образ полководца-триумфатора возник в эпоху поздней классики. Известно, что афинский полководец Хабрий (IV в. до н. э.) первым был удостоен триумфальной статуи. Она запечатлела момент победы на поле боя, изображая этого стратега в позе воина-фалангита [11, с. 49]. Хотя сама скульптура и ее копии до нас не дошли, можно полагать, что весь облик полководца передавал напряжение последнего удара рукопашного боя. По нашему мнению, прототипом памятника генералиссимусу А. В. Суворову на Марсовом поле (Санкт-Петербург) работы М. И. Козловского являются не только статуи античного бога войны Ареса [4, с. 44], но и, во многом, хорошо известный из древней литературы образ полководца Хабрия. Однако, в позднеклассическую эпоху наметился упадок полисного патриотизма, что выразилось в спросе на идеал патриота . Упомянутый выше Демосфен видел такой идеал в личности государственного и военного деятеля Солона (ок. 640–559 гг. до н. э.) [6, с. 334]. Известно, что статуя изображала этого выдающегося политика и стратега в виде оратора, воспроизводя своеобразную манеру особого доверия, с которой Солон выступал перед согражданами [9, с. 611-612]. По нашему мнению, этот памятник в полной мере воплощает коммеморативный символ «Герой», совмещая в себе функции полководца и правителя [33, с. 114-115]. Указанный символ, отражённый в древнем мемориале, можно обнаружить в скульптуре Наполеона на Вандомской площади в Париже [39, р. 303]. С нашей точки зрения, идеализированные черты императора-воителя, восходящие к античным образцам, также, воплощены в памятнике Александру I в Москве. Свидетельством о том, насколько личность патриота эмансипировалась от коллектива в позднеклассическую эпоху, могут служить изваяния простых воинов, установленные за выдающуюся доблесть в бою. Известно, что надгробие с рельефным изображением Грилла, сына Ксенофонта, было водружено в Мантинее [18, с. 87]. Такую честь граждане этого полиса оказали простому воину «как лучшему мужу-бойцу из числа союзников», погибшему в битве (362 г. до н. э.) [18, с. 92]. Визуальный образ патриота обогащался за счёт похвальных слов в надгробной надписи на могиле. Существуют сведения, что такие славословия Гриллу сочинялись лучшими ораторами своего времени [7, с. 109]. Указанная традиция имеет продолжение в эллинистическую эпоху. Образ простого воина-патриота лучше всего запечатлён на погребальных стелах. Например, интересен фрагмент живописного монументального надгробия IV в. до н. э., найденного в Херсонесе Таврическом. На нём изображён юноша-воин, который держит копьё [1, с. 214]. Перед нами портрет защитника своего Отечества, его спокойствие передаётся соратникам по правому делу. Здесь вспоминаются строки Присяги граждан Херсонеса: «Я буду единомышлен о спасении и свободе государства и граждан и не предам Херсонеса...» [26, c. 9]. Образ воина-героя прошёл сквозь века и возродился в Новое время.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=