Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 166 Первый памятник «низшему чину» в России сооружён в честь матроса Игнатия Шевченко, заслонившего своего командира от смертельного выстрела в бою во время первой обороны Севастополя 1854–1855 гг. [31, c. 79]. Он представляет собой бюст героя, генетически восходящий к античным гермам. Стратегом-патриотом Эллады был Филопемен, сын Кравгида (253– 183 гг. до н. э.), которого греки высоко ценили «за его глубокий ум и за его храбрость в делах» [18, с. 159]. Он, согласно писателю, II в. Павсанию, завершал череду патриотов эпохи эллинской античности [18, с. 164]. Плутарх пишет, что бронзовая скульптура Филопемена в Дельфах [20, с. 12] изображала полководца в минуту славы во время единоборства с тираном Маханидом [20, c. 12]. Известно, что изваяния этого полководца находились во многих эллинских полисах [20, с. 19]. Ещё во II в. пьедестал одной из статуй располагался на главной площади города Тегея (Аркадия) [18, с. 159]. На нём благодарные потомки вырезали надпись элегическими стихами, где прославлялась доблесть стратега общегреческого масштаба, заканчивающаяся следующими словами: ...Статую эту Тегея поставила Кравгида сыну: Он за свободу страны был безупречный боец. [18, с. 166]. Из текста посвящения следует, что изваяние воздвигнуто в качестве награды Родины как признание выдающихся заслуг воина-патриота Филопемена. В результате, появился чисто эллинский образ стратега- освободителя и тираноборца , сражающегося за свободу и независимость греческих полисов. Особый интерес к нему возник в Европе XIX века – во время освободительных войн и появления национальных государств. Утраченный облик Филопемена был воссоздан фантазией французского скульптора Давида д’Анже (1788–1856 гг.). Античный герой изображён в виде обнажённого бородатого атлета с мечом в руках и шлемом на голове [37, р. 319]. Этот пример иллюстрирует, что представления об эллинском идеале нравственной красоты генетически связаны с культурой современности [32, с. 40]. Выводы Подводя итог сказанному выше, отметим: – понятие «образ полисного патриота» включает в себя визуальный облик и комплекс символов, вызывающие у зрителя воинского памятника ассоциации с героическими поступками личности во имя защиты государства; – он может быть дополнен за счёт похвальных слов на надгробных стелах, а также надписей на постаментах монументов; – процесс формирования рассматриваемого явления проделал несколько этапов (в эпоху поздней архаики, классики, эллинизма), которые можно проследить в памятниках-статуях, рельефах и картинах, созданных в честь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=