Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 36 культуры в ее базовых культурных образах. При том, что, как отмечалось выше, в современной КНР государственная культурная политика стремится к оптимальному сочетанию процессов «культурной консервации» и «европеизации» [13; 14, с. 113, 115]. Однако, на наш взгляд, по ряду причин внешнего и внутреннего характера не столько первое, сколько с большей очевидностью второе, сталкивается сегодня со значительными трудностями. Так, нельзя отрицать, что современная китайская культура все более решительно и откровенно вступает на путь специализации и модернизации. Одновременно говорить о «кризисе традиции» тоже, наверное, преждевременно. Ведь Китай – полиэтническая страна, имеющая долгую тысячелетнюю историю, в недрах которой, собственно, зародились и сохраняются сегодня основные национальные культурные символы, отражающие уклад жизни многочисленных этнических групп. В полной мере это относится к «трендовой меховой моде». В контексте китайской культурной традиции путь развития натуральной меховой культуры достаточно длителен. Смысловая историческая реконструкция показывает нам, что человеку натуральный мех был крайне необходим, в первую очередь, в одежде, а в суровых климатических условиях мех разнопланово использовался и как укрывной материал жилищ – переносных чумов, яранг полукочевых народов Севера (чукчей, коряков, части эвенков и юкагиров), конический остов которых (жилищ) покрывался оленьими шкурами, ими же устилался и пол жилища в местах отдыха, и сна его обитателей. Все это, разумеется, не является для нас открытием. И, тем не менее, для понимания культурно-исторического смысла «меховой культуры» углубляемся в несколько актуальных аспектов. Полученные обобщения приводят к анализу проблемных зон, анализируя которые нам удалось определить и обосновать причинно-следственные связи, ограничивающие развитие меховой промышленности в настоящее время на стадии современного развития КНР. В этом ряду назовем наиболее значимые, а именно: вся меховая одежда использует в качестве сырья такие высококачественные материалы, как замша, а высокая стоимость одежды приводит к ограниченной покупательной способности; под влиянием культурной глобализации жизненный цикл современной моды становится все короче и короче, в связи с чем традиционные методы дизайна в современной меховой одежде уже не могут удовлетворить потребности современного рынка. Мы считаем, что сегодня эти аспекты – серьезное проблемное поле для осмысления новых демаркационных линий, лежащих между приверженностью традиционной культуре одежды и стремлением к ее обновлению, трансформации в направлении большей демократизации и мультифункциональности. Поэтому мы считаем, что, являясь уникальной культурой одежды, древняя меховая культура должна укреплять свой инновационный дизайн, расширяя и осваивая новые культурные площадки и новое пространство разработки, сохраняя в китайской культуре и гармонично сочетая традицию и новаторство.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=