Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 42 В. А. Уткевич Витебская духовная семинария О. И. Уткевич Витебский государственный технологический университет А. Ф. ЛОСЕВ ОБ АНТИНОМИИ ЭЙДОСА И ЛОГОСА В статье рассматривается учение А. Ф. Лосева о соотношении категорий «эйдос» и «логос». Особое внимание в философских и богословских трудах философа было уделено проблемам диалектики. Отмечается, что, по мнению Лосева, без всестороннего анализа категорий «логос» и «эйдос» невозможно понять диалектический метод познания как таковой. В чисто категориальном отношении логос представляет собой конструирование мыслимых объектов из исходных элементов, которые не обладают конкретным содержанием, эйдос мыслится только лишь в качестве самодостаточного бытия вещи, основанного на самом себе и не нуждающемся во вне-лежащем бытии других объектов. Следовательно, эйдос тем самым строит некоторую границу, отделяющую его от логоса. По существу, данная граница является способом существования логоса. В целом, антиномия логоса и эйдоса у Лосева носит чисто гносеологический характер. Причем, противоречие между ними отражают не различные стороны познавательного процесса, а диалектику иерархии познания. Данное исследование подтверждает, что А. Ф. Лосев внес большой вклад в разработку и формирование общефилософских категорий в русской философии ХХ в. Ключевые слова: антиномия, имя, логос, слово, разум, рассудок, русская философия, эйдос. V. A. Utkevich Vitebsk Theological Seminary (Vitebsk, Belarus) О. I. Utkevich Vitebsk State Technological University (Vitebsk, Belarus) A. F. LOSEV ON ANTINOMY OF EIDOS AND LOGOS The article discusses the teachings of A. F. Losev on the relationship between the categories "eidos" and "logos". The paper gives particular attention to the problems of dialectics in the philosophical and theological works of the philosopher. It is noted that, according to Losev, without a comprehensive analysis of the categories "logos" and "eidos" it is impossible to understand the dialectical method of cognition as such. In a purely categorical sense, logos is the construction of conceivable objects from initial elements that do not have a specific content, eidos is conceived only as a self-sufficient being of a thing, based on itself and not needing the extra- lying being of other objects. Consequently, the eidos thus builds a certain boundary separating it from the logos. Essentially, this boundary is the mode of existence of the logos. On the whole, Losev's antinomy of logos and eidos is purely epistemological in nature. Moreover, the contradiction between them reflects not different aspects of the cognitive process, but the dialectic of the hierarchy of knowledge. This study confirms that A.F. Losev made a great contribution to the development and formation of general philosophical categories in Russian philosophy of the 20th century.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=