Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 6 Введение . Религиозно-философский компонент Тульского региона является неотъемлемою частью культурного наследия России, определяя его своеобразие и неповторимость. Актуальность нашего исследования заключена в определении значения религиозно-философского компонента в культурном пространстве России, его истоков и вклада в культурное наследие страны на примере культурно-исторического развития Тульского региона. Исследование этой проблемы заточено на раскрытии методологии – идее религиозно- философского краеведения , – определяющей ее смысловой контекст. Религиозно-философское краеведение соединяет опыт и исследовательскую аналитику, помогая выявлять духовно-нравственные и культурно-религиозные основания творчества, что определяет культурные и воспитательные факторы российского общества, тем самым выявляя культурно-историческую динамику развития Тульского региона. В статье показано прикладное значение гуманитарной науки, ее вклада в культурное и экономическое развитие региона. Основная часть : 1. Культурный этос и культурный бренд Тулы и Тульского региона. Культурное пространство России исторически связано с провинциальными локусами, образующими пространство региональной культуры. Культурный локус провинции представляет собой целостность места: географического ландшафта, природы и культурное освоение данного пространства, что выражается в символическом капитале, символике архитектуры, культурной памяти, – всего того, что формирует своеобразие этоса, «гения места» Genius loci (П. Вайль), определяющего идентификацию, нравы и самосознание народа. Таким образом, культурный локус провинции – это не только материальное, природное тело, но тело, сакрально одушевленное и одухотворенное творческой и духовной силой народа, определяющего своеобразие и силу данного этоса. Тульский регион представляет собой уникальный этос, который объединяет все то, что создано мастерством и творческими усилиями народа. Одной из характерных черт этоса является мифология города, региона места, высвечивающая потаенные духовные черты, которое , «сквозь настоящее, углубляет наше восприятие, делает его более острым и чутким, и нашему духовному взору раскрываются новые стороны, до сих пор скрытые. Созерцание старого дома возвращает нам мир, который видел этот дом юным, и воскресший мир дает возможность видеть то, что прежде оставалось незримо» [Комм. 1]. Своеобразие этоса региона – одно из мест огромной страны, поэтому выражает характерные черты ее культурного многообразия. В то же самое время региональное культурное пространство связано с истоками национальной культуры. 2. В общепринятом значении бренд выражает модель идеи топоса, собирательный образ, обозна чающий « равноценную, но чувственно не воспринимаемую разъятость » ( М. Хайдеггер) , как синтеза духовного умонастроения и ее материального воплощения в дискурсе модусов времени (хронотопа): прошлого-настоящего и будущего, вокруг которых формируются исконные, коренные черты культурного пространства города ) [Комм. 2] ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=