Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 67 указано, что для подготовки компетентных и конкурентоспособных кадров «необходимо модернизировать систему образования … привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики … внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни» [8]. Как видим, указанные в проекте требования ведут к созданию принципиально новой системы образования, направленной на создание компетенций будущего и непрерывного, доступного образования. Такая модель видится возможной лишь при использовании инноваций. Так, к современным цифровым технологиям, дающим новые возможности для развития и устойчивости университета, можно отнести:  e-learning (дистанционные формы обучения);  online-курсы (MOOC – открытые и SPOC - закрытые);  blended learning (смешанные формы обучения);  learning through open data (обучение с помощью открытых баз данных);  learning from animations (обучение с использованием анимации);  online-лаборатории;  геймификация (введение в процесс обучения элементов игры);  облачные технологии (Web 3.0);  online-симуляторы и тренажеры;  artificial intelligence in education (искусственный интеллект);  автоматизированные системы управления образовательной организацией и т.д. Применение указанных технологий позволяет говорить о дигитализации образования [13] как процессе перевода обучения, обучающих методов и административной деятельности ВУЗа из аналоговой (очной) среды в виртуальную реальность или «цифровой университет». Согласно «Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования», цифровой университет – это долгосрочный проект, целью которого является «создание и развитие цифровых сервисов в сфере науки и высшего образования … направленных на удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса» [11]. Исследователи сходятся во мнении о том, что речь идет о становлении новой институциональной модели университета, кардинально отличающейся от классической. Если прежде цифровые технологии применялись как средства усовершенствования образовательного процесса и имели зависимость от целей и ценностных установок, принятых в ВУЗе, то в настоящее время дигитализация выступает как социальный процесс, а образование – как инструмент его обслуживания. А. А. Сычев, анализируя будущее университетов в условиях тотальной цифровизации, отмечает, что «деятельность университета в таком понимании подчинена экономической конъюнктуре и требованиям цифровизации общества» [12, с. 13-14]. В данном случае, цель трансформации заключается в развитии инновационных технологий, обеспечивающих

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=