Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 71 студенты становятся непосредственными участниками учебного процесса в online-формате; преподаватели могут изменять методы обучения за счет использования цифровых технологий, персонализированного обучения и широкого спектра инновационных стратегий преподавания; более гибкой становится административно-управленческая деятельность за счет привлечения искусственного интеллекта и использования автоматизированных систем управления; «новые информационные технологии трансформируют пространственные границы образовательной среды» [4, с. 162], благодаря чему появляется возможность сетевой модели взаимодействия ВУЗов и совместных научных проектов. Вместе с тем, цифровая трансформация процесса обучения и административной деятельности университета основанная на алгоритмах, роботизации и автоматизации, лишает образование «человекомерности»; закрывает возможность привнесения и культивирования норм и ценностей университетского этоса, «ориентирующих научно-образовательную деятельность университета» [1, с. 122]; преобразует «негласный кодекс», устанавливающий стиль жизни, общения и деятельности участников образовательного процесса; ограничивает академическую свободу профессорско-преподавательского состава; изменяет не только внутренние, но и внешние отношения образовательной организации; фундаментально изменяет цель и задачи университета и превращает его в субъект цифрового рынка. Научному сообществу стоит принять тот факт, что цифровые технологии будут только развиваться и становление виртуального образовательного пространства «цифрового университета» – это новая реальность современного цифрового общества. Однако, для того чтобы университету сохранить свою нишу в системе образования будущего, несмотря на происходящую трансформацию, необходимо, что бы у преподавателя оставалась возможность реального общения со студентами, возможность передачи знания и контроля над его усвоением, а также культивирования норм и ценностей университетского этоса. Это становится возможным лишь при творческом использовании цифровых технологий, сохранении автономности преподавателя, модернизации методики преподавания и совместной работы субъектов образовательной деятельности университета. Литература 1. Богданова М. В., Бакштановский В. И. Цифровизация образования и университетская этика – две вещи совместны ли? // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 20-146. 2. Дмитрий Песков: цифровой университет – это не только онлайн- курсы [Электронный ресурс] // Vogazeta.ru : сайт. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/10/2/quality_of_education/9713-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=