Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 86 унесла» [7, т. I, с. 148]; «Когда баба-яга уснула, она залила ей смолой глаза, заткнула хлопком. Дала коту ком масла, схватила она своего дитятю и побежала» [6, с. 81]; «Она стала воши-те ножом бить, да и тюкнула Егибову в голову. Егибова-та пала-то, девка Ивашку схватила и побежала» [20, с. 222]. Правильное решение трудных задач обеспечивает спасение от преследования и возвращение девочки и мальчика домой. Показательно, что маленький мальчик комфортно чувствует себя в избушке яги: «сидит на кресле, а кот Еремей ему сказки сказывает и песни поет» [6, с. 82]; сидит «братец на лавочке, играет золотыми яблочками» [7, с. 148]; «Ивашка на лавке железны сухари грызё» [20, с. 222]; «у дверей сидит Кот Казанской, разум Астраханской, ус усастерской, песни поет и сказки сказывает; а брат ее, сидя на бархатном стуле, по серебреному блюдечку перекатывает золотое яичко» [19, с. 148]. Но его несвобода (а, следовательно, функциональная несостоятельность) очевидна: орёл «нагнав девчуру, всю ее исцарапал, а мальчика, опять ухватя в когти, понес с собою в избушку. Потом высек его, приговаривая, чтобы он не уходил от него, и, посадя опять на бархатный стул, поставил перед него на столике серебряное блюдо и дал золотое яичко» [19, с. 149]. Дидактическая направленность сказки ощутима также в эпизоде, который предъявляется героине в качестве поведенческого образца: в волшебном мире «сидит девушка на лугу, прядет и играет с маленьким мальчиком» [6, с. 80]. Характерная для сказок с не взрослеющими в сюжете детскими персонажами отправка за ягодами неизменно приводит к столкновению с вредителем или жестокому внутрисемейному конфликту. Так, простодушная Снегурушка (СУС 703*, *703 Снегурочка +314А * Бычок [лось, вол, птицы] – спаситель ) не выдержала испытания – съела всю «кашу» яги [6, с. 193]. «Баба- яга тех <подруг> отпустила, а ее взяла к себе, не пустила. Велела ей качать сына, а сама ушла за ягодами» [6, с. 193]. Противодействие героини – исполнение пародийной колыбельной: «Вот Снегурушка стала качать. – Алю, алю! Шелудивый сын! Алю, алю! Шелудивый сын! Баба-яга услыхала, прибежала, говорит: – Ты не так, ты приговаривай: – Алю, алю! Боярский сын! – Ну, говорит, качай, а я пойду за ягодами» [6, с. 193]. Интересно, что героиня природно-мифологического происхождения (появившаяся из снежного шара на печи) стремится к возвращению из мира волшебного к людям, ее воспитавшим. Петуху не удается отвезти девочку домой; бык помогает ей спастись от преследования . В сюжетном варианте «Девушка Снежурочка» героиня охарактеризована с очевидной иронией: «Все девушки домой пришли, а ведь она была бестолкова: в лесу заплуталась, и теперь там. Напала на нее Яга Баба и унесла домой; заставила ребенка качать» [12, с. 112-113]. Обиженная Снежурочка противодействует : «качает да приговаривает: – А баю, баю, баю! / Шелудяк, п е с т я к! Услыхала его мать, стала девушку ругать: - А не так <…> качашь и не так слова говоришь! А вот как говори: - А баю, баю, баю! / Вот боярский сын! / На ноженьке – сапожки, / На рученьке – перстенек!» [12, с. 113]. Горькие слезы Снежурочки привлекают внимание волшебных помощников – барана, затем быка. «Барана Яга Баба догнала и девушку

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=