Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 93 выражением национальной истории, редким и единичным, всегда трудным моментом возвращения к коллективным истокам, символическим подтверждением родственной связи и выбором наследства для передачи, точкой перехода прошлого в будущее. Для каждой отдельной группы она становится нитью, произвольно вотканной в социальную ткань, позволяющей ей установить связь в настоящем с безвозвратно умершим прошлым» [5, с. 113, 127]. Следует вывод, что коммеморация это способ почитания и трансляции культурной памяти; конвергенция коммеморации с художественной культурой – это метод сохранения и выражения памяти символическим языком искусства. К определению коммеморативного паблик-арта Рассмотрим специфику репрезентации «памяти» художественно- образным языком паблик-арта. В рамках культурологического дискурса под паблик-артом (искусством в общественном пространстве) понимают санкционированное, трансдисциплинарное, мультитемпоральное, сайт- специфичное искусство, размещенное в общественном пространстве города, главная задача которого состоит в трансформации отдельных сегментов городской среды через интеграцию в них художественной компоненты [8, с. 82-101]. Если для культурологического подхода характерна достаточно широкая трактовка данного термина, то «Справочник паблик-арта» дает его более конкретизированное определение именно в контексте коммеморативных практик: «Паблик-арт – это единство ранних форм искусства (граффити, дипинти, петроглифы, наскальная живопись) и коммеморативной практики (возведение стелл, памятников, монументов, мемориалов, мемориальных плит), монументального искусства (сграффито, мозаика, муралы) и архитектуры» [17, с. 2-10]. Развивает данную точку зрения сербский урбанист и художник Б. Аранделович в работе «Паблик-арт и памятники Берлина» [12]. До возникновения самого концепта «паблик-арта» (вторая половина XX в.) объекты в общественных пространствах были представлены, в большей мере, мемориальными ансамблями, которые принято рассматривать как отдельную категорию объектов исторического наследия. Сегодня в гуманитаристике более предпочтителен междисциплинарный подходу в изучении коммеморации и культурной памяти, принимая во внимание и актуальные сайт-специфичные направления искусства. Британский скульптор Э. Гормли отмечает, что «искусство всегда было частью общественного достояния и культурной памяти [17, с. 30]. Коммеморативный паблик-арт как «место памяти» и «карта памяти» Местным жителям и туристам проще ориентироваться в городе и запоминать его черты тогда, когда у них появляется возможность фиксации пространства через ассоциации с «точками притяжения» (архитектура, памятники, малые архитектурные формы, арт-объекты). Российский географ и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=