Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 96 Выполняя роль «места памяти», коммеморативные наружные композиции становятся пространственными маркерами, которые складываются в «карту памяти» города. «Прошлое и настоящее в одном произведении. Карта. Карта всегда используется в качестве пространственного ориентира. В произведении карта будет одновременно непрерывным процессом и его остатком», – комментирует американская композитор и хореограф-авангардист М. Монк [18, с. 120]. Посещение таких «мест памяти» производится людьми ежедневно, что определяет их пространственно-временными хранилищами коллективной памяти. Практика изображения портретов выдающихся исторических личностей на стенах зданий современных городов позволяет сохранить за общественными пространствами свойство «исторического места». Итало-американский архитектор В. Аккончи в статье «Общественное пространство в личное время» доказывает важность взаимосвязи общественных пространств с исторической памятью и опытом поколений для современной культуры городов. Такие пространства он называет «местом чувств»: «Посещение “исторического места” или “места чувства” сродни возвращению домой, только дом этот не собственный, а поколенческий. В условиях быстротечности современной культуры общественное пространство – как действительно существующее место с границами – это способ замедления, попытка остановить время и вспомнить историю» [11, с. 908-911]. Российский исследователь А. Острогорский в статье «Определение площади» отмечает, что: «Накопление символов памяти было частью государственной пропаганды и разделяемым гражданами способом выражения своей причастности истории … В городском пространстве, как в глине, отпечатывались все важные для жителей события и ценности…» [6, с. 40]. Немецкий искусствовед А. Э. Бринкман в работе «Площадь и монумент как проблема художественной формы» обращает внимание на то, что без памятников «место» бы не воспринималось людьми как площадь, и в целом общественные пространства призваны манипулировать движением физическим и движением взгляда, занимая центральные оси, заставляя перемещаться по пространству по сложным траекториям [6, с. 41-42; 2]. Диалогичность коммеморативного паблик-арта Американский теоретик современных медиа и урбанист Ж. Р. Халегуа в исследовании «Цифровой город» предлагает термин «знакомый город» (Familiar City), который достаточно четко характеризует те свойства, которые обретает город благодаря паблик-арту. Взаимодействие с коммеморативными арт-объектами вызывает у зрителя чувство личной сопричастности с городом – одновременно как с «местом памяти» и «памятью места». Паблик-арт «знакомит» зрителя с локальной историей города через образы на стенах зданий, в результате чего он сближается с городом и становится с ним единым целым [15, с. 108].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=