Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 97 «Живой можно назвать ту память, которая внутри достаточно интимного контекста актуализирует прошлое в разговоре. Психологи выявили специфический речевой акт, называемый ими «memory talk» или «conversational remembering». Благодаря этой форме неформальной диалоговой коммуникации прошлое не только актуализируется, но и конструируется как результат коллективной работы», – подчеркивает немецкий историк и культуролог А. Ассман [1, с. 25]. Мнение Ассман разделяет в своем эссе «Природа как общественные монументы» американский художник А. Сонфист: «В пределах города общественные монументы должны “захватывать” и ревитализировать историю места и окружающей среды» [17, с. 34]. Например, социально-вовлеченный паблик-арт проект «КОД. Культура около дома», который проводится в общественном пространстве «Сад Бенуа 1890», продвигает концепцию «разговора о памяти», основываясь на принципах нового краеведения, гуманитарной географии в рамках сайт- специфичного искусства. Кураторы проекта презентуют зрителям историю пригорода Санкт-Петербурга «Лесной» через объекты актуального искусства. В рамках данного соучастного проекта были собраны местный фольклор, исторические сведения и фото-документация, предоставленные местными жителями. Данный кейс иллюстрирует возможности диалогического потенциала паблик-арта к «оживлению» памяти. Коммеморативный паблик-арт как практика радикальной музеологии Опираясь на теоретические концепции британского искусствоведа К. Бишоп, представленные в работах «Радикальная музеология, или Так ли уж современны музеи современного искусства?», «Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства», можно выделить такие специфические свойства коммеморативного паблик-арта, как темпоральная дизъюнкция и партиципаторность – единство прошлого и настоящего в одном объекте и «месте», направленное на прямой диалог со зрителем. Равносильно художественным институциям город может хранить, воспроизводить и транслировать символы культурной памяти. Именно эти свойства определяют паблик-арт как альтернативу «презентизму» исторических музеев, т.к. несмотря на институциональное руководство, паблик-арт «открыт» к новым методам репрезентации исторической и культурной памяти. Бишоп обозначает такой подход в искусстве радикальным. На этом основании, коммеморативный паблик-арт можно обозначить как «радикальный партиципаторный, мультитемпоральный музей под открытым небом». [14, c. 23-35; 13]. Данную точку зрения разделяет американский теоретик философии культуры Х. Хейн, которая позиционирует паблик-арт как искусство, обучающее зрителя «думать о музеях по-другому» [16].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=