Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 99 … В-третьих, Хоайзель использовал Бранденбургские ворота для инсталляции, связанной с еще одним центральным национальным «местом памяти» Холокостом. Световая инсталляция в центре Берлина осуществила наложение национального травматического «места памяти» на национальное триумфальное «место памяти»: то, что удалено пространственно и еще сильнее разделено в сознании, оказалось совмещенным в едином визуальном образе» [1, с. 8-10]. Рис. 4. Световая инсталляция на Бранденбургских воротах, Х. Хоайзель, приурочено к первой годовщине Дня памяти жертв Холокоста и Дню освобождения концентрационного лагеря Аушвиц, Берлин, 1997 Для паблик-арта не столь важен принцип метанарративности искусства и линейного развития истории, сколько важен диалог о культурной памяти с широкой аудиторией как массовой, так и элитарной культур. Искусство в общественном пространстве ориентируется на неподготовленного зрителя со свободой в выборе, что делает возможным сосуществование многообразия нарративных текстов. Французский постструктуралист Ж.-Ф. Лиотар обозначил это явление «языковыми играми» [4, с. 29-33]. С этой точки зрения, паблик-арт может стать приоритетным механизмом культурной политики, а именно консолидации современного общества без унификации социокультурного разнообразия. Выводы. На основании проработанного теоретико-практического материала были получены следующие результаты.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=