Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 105 наций и культур на развитые и отсталые, первостепенные и второстепенные, внесшие вклад в общую мировую культуру (и поэтому достойные быть вклю- ченными в образовательную программу, как, например, русская культура и рус- ская нация) и не оставившие никакого значимого следа (и поэтому могущие быть оставленными без внимания, как, например, ненецкий этнос и ненецкая культура). Формированию таких представлений немало способствует система образования (и нормативным распределением времени между федеральным и национально-региональным компонентами, и содержанием образовательных программ). Вместе с легитимной культурой, транслируемой системой образования, мы незаметно усваиваем и представления о том, какое место занимает нация, к которой мы принадлежим, в социальной и культурной иерархии. Несмотря на декларируемое Конституцией равенство всех наций и этно- сов, национальное неравенство (неравенство наций) существует и выражает се- бя в культурном неравенстве (неравенстве культур), которое создается и под- держивается всей системой общества и, прежде всего, образовательным инсти- тутом, который обеспечивает легитимной культуре (культуре господствующей нации) беспрепятственный доступ к механизмам трансляции своего культурно- го наследия, одновременно ограничивая его для других культур (иными словами: положение/иерархия культур отражает положение/иерархию носителей этих культур, то есть этносов – именно поэтому неравенство культур скрывает в себе национальную дискриминацию). Изучая, как связаны между собой культура и образование, мы неизбежно сталкиваемся с тем, как с помощью различных образовательных механизмов (начиная от нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс обучения, и, заканчивая реальной школьной практикой) у обучающихся создается пред- ставление о различной ценности культур, на основании чего впоследствии складываются представления о национальной и культурной иерархии. Здесь нужно прояснить один момент. Когда мы в обыденной жизни раз- мышляем о том, какую ценность имеют различные культуры, мы по умолчанию исходим из того, что культуры изначально между собой неравны – они имеют разную ценность: есть культуры, которые стоят выше в своем развитии, а есть те, кто находится на самых нижних ступенях (к ним мы, как правило, относим первобытные культуры, в просторечии называемые «примитивными»). Иначе говоря, мы полагаем, что существует как бы естественное нера- венство культур, обусловленное уровнем их развития и суммой вклада в общую мировую культуру (тем, какое влияние они оказали на окружающие их народы и цивилизации). На основании этого мы выделяем культуры, имеющие мировое значение (европейская, русская, китайская и т.д.) и все остальные, имеющие бо- лее или менее локальную значимость. Подобный взгляд содержит в себе скрытое предположение о том, что неравенство между культурами проистекает из «внутренних» причин (или, вы- ражаясь научным языком: обусловлено интернальными факторами – структурой и особенностями развития конкретной культуры, отражающими ее внутреннюю логику).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=