Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 107 Представим себе, например, что история развивалась бы по-другому и то место, которое сегодня на политической арене занимает русская культура и русская нация (а культура – это важная часть национального и – шире – государственного политического имиджа: национальный символический капи- тал, приносящий высокие политические и экономические прибыли), занимало бы племя «тумба-юмба» – тогда сопоставление их обрядовой музыки и симфо- нии Чайковского звучало бы совсем по-иному и можно предположить, что в этом случае сравнение было бы совсем не в пользу Чайковского, так как племя «тумба-юмба», обладая различными политическими и социальными средства- ми/инструментами влияния (которыми сейчас обладаем мы), получило бы воз- можность навязывать нам свое представление о культуре и свои критерии куль- турности (как это сейчас делаем мы с помощью образовательных программ и средств массовой информации в отношении других народов, проживающих вместе с нами на территории РФ). Необходим еще раз проговорить один важный момент: неравенство куль- тур проистекает не из различия их природы, а обусловлено социальными при- чинами, в силу которых определенные этносы занимают более благоприятную позицию в системе распределения власти, дающую им доступ к ресурсам, обес- печивающим трансляцию, воспроизводство и дальнейшее развитие этой куль- туры. Например, этнические группы, чей диалект обрел статус государствен- ного языка, получают возможность легитимно (на законных основаниях) ис- пользовать все возможные институциональные механизмы для трансляции и развития своего языка: на нем не только осуществляется повседневное общение – на нем ведется обучение и государственная документация (составляются пра- вовые акты и т.п.), на нем создается литература. Те же этносы, которые лиши- лись своей политической самостоятельности, одновременно с этим лишаются права признавать свой язык языком – он низводится до уровня диалекта. Они могут пользоваться им только в устном разговорном общении (в быту). На ра- боте, в переговорах с властью, на учебе они обязаны употреблять официально утвержденную форму языка, которая до этого бытовала в качестве диалекта, од- нако в результате социальных и политических трансформаций (произошедших с этносом, выступающим носителем данного языка) приобрела статус государ- ственного. В качестве иллюстрации можно привести историю возникновения и рас- пространения русского языка, в основу которого лег московский говор. Московский говор был обыкновенным субдиалектом, использующимся для общения восточнославянскими племенами. Однако по мере того, как Мос- ковское княжество приобретало власть, присоединяя к себе другие русские зем- ли, по мере его превращения в централизованное Московское государство – обыкновенный племенной говор (каких много) становится официальным язы- ком сначала Московского княжества, а потом и государства Московского. Имен- но позиция (статус) официального (государственного) языка позволила москов- скому говору стать базой для русского литературно-письменного языка. Если бы политическая расстановка сил была бы иной и Москва уступила бы «пальму первенства» Новгороду, можно предположить, что современный русский язык
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=