Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 16 Наряду с чистыми понятиями рассудка a priori, делающими возможным эмпирическое знание о предметах, Кант признает чистые понятия разума – «трансцендентальные идеи», порождаемые «формой умозаключений разума» [2, с. 301 (В378)]. В таком умозаключении «знание о предмете» определяется через подведение предмета под условие, «взятое во всем его объеме» [2, с. 301 (В378)]; постольку большей посылке умозаключения соответствует понятие целостности условий. Идея разума поэтому есть «понятие целостности условий для данного обусловленного» [2, с. 302 (В379)]. С помощью теоретических идей разума «нельзя определить ни одного объекта» [2, с. 305 (В385)], а потому нельзя и познать объект из одних лишь понятий, но они имеют важное методическое значение: благодаря им разум «лучше и дальше направляется в своем знании» [2, с. 306 (В385)]. Анализируя деятельность чистого теоретического разума, Кант пришел к выводу, что этот разум никогда не достигает так поставленной цели, что его основоположения всегда трансцендентны для всех явлений [2, с. 293 (В365)], и что разум содержит поэтому только регулятивные принципы для поиска высшего единства в познаниях рассудка; в этом случае предметами его изысканий служат единство мыслящего субъекта (психология), мир как целокупность всех явлений (космология) и условие возможности всего вообще мыслимого (теология). При догматическом заблуждении разум «поспешно постулирует в самих предметах такую безусловную полноту ряда условий» [2, с. 294 (В366)] и порождает «блестящие, но обманчивые иллюзии» [2, с. 531 (В730)] «уверенности в мнимом знании» [2, с. 531 (В730)]. Чистый теоретический разум «всецело диалектичен» [5, с. 53]. Иное дело – практический разум. Он содержит безусловный принцип, всеобщий закон свободы, одинаково обязывающий каждое разумное существо, наделенное волей, действовать только по принципам, которые могут быть всеобщими законами морального мира. Практический разум при этом есть и способность определения причинности существа, и способность определения понятия о причинности существа. При этом, однако, он, подобно теоретическому разуму, не относится непосредственно к уровню чувственной данности (здесь это уровень эмпирических мотивов и потребностей), а относится только к принципам практического рассудка и практической способности суждения. Предмет практического разума в первом аспекте – это реальное воление и его принцип , которые разум должен определить условием пригодности для всеобщего законодательства в царстве целей (выраженным в категорическом императиве нравственности). Предмет практического разума в этом аспекте есть, следовательно, максима воли. Но поскольку воля и есть не что иное, как практический разум, субъективный принцип практического разума имеет предметом не более, чем только самого себя . (Ср. некоторые формулировки категорического принципа нравов у Канта: «не поступать иначе, как по такой максиме, которая может иметь себя предметом также в качестве всеобщего закона» [5, с. 223; курсив наш – А. С. ]; «совершать все, исходя из максимы своей воли, как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя, как волю всеобщезаконодательную» [5, с. 179]; « поступай по максимам, которые в то же время могут иметь самих себя предметом в качестве

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=