Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 27 способность морали влиять на социальные процессы, ведущие к нравственному возвышению личности. Проникая во все сферы общественной жизни, мораль начинает играть решающую роль в регламентации человеческой деятельности, превращаясь в подлинный способ самовыражения и совершенствования человека. В этом смысле критерий нравственного прогресса – это степень свободы человека, неразрывно связанной с гармонизацией общественных отношений. О нравственном прогрессе можно судить по тому, насколько нормы и принципы морали соответствуют потребностям развития общественных отношений и человеческой личности . Содержание нравственного прогресса есть степень гуманизации общественных отношений, способствующей решению противоречий между добром и злом, индивидом и обществом что ведет к расширению объективных возможностей и снижению степени ценностных рисков для морально-позитивного выбора личности [см. 7, с. 128-135]. Такой подход вовсе не сводится у Титаренко к идее плавного и прямолинейного нравственного развития, основанного на альтруистическом гуманизме. В своем комментарии к работе Лосского он уделяет особое внимание диалектике прогресса и регресса в процессе духовного совершенствования человека. Следую образной лексике русского философа, он сравнивает логику развития человечества с некой зигзагообразной линией, «начиная от нуля и кончая положительной бесконечностью» [2, c. 231-232]. Причем «движение от нуля» может идти и в обратном направлении – в сторону отрицательной бесконечности и соответственно – бесконечному удалению от идеала абсолютного добра к точке «сатанинского зла». Причем оба эти направления движения есть результат свободных творческих исканий , в рамках которых «сатанинский путь» и есть символ нравственного регресса. Иными словами, «прогресс или регресс есть свободно развивающаяся личная история каждого духовного существа» [2, с 232]. Однако эти противоположные виды движения, подчеркивает А. И. Титаренко, неравнозначны. В истории происходит как бы движение «от нуля» в сторону абсолютного добра и «относительного зла». При этом «тип жизни», осуществляемый земным человечеством, есть «промежуточная фаза на пути нравственного прогресса к более высоким формам Абсолютного добра» [6, с. 13-14]. Универсальный культурно-исторический код нравственного сознания Говоря о «типе жизни» земного человечества как «промежуточной фазе» движения к моральному Абсолюту, Титаренко, основываясь на анализе исторических структур нравственного сознания, пытается выявить универсальный ценностный код исторического прогресса нравственности. «Структура нравственного сознания, – пишет он, – это ценностно- императивный «срез» общего склада мышления, типичного для эпохи. Каждая исторически самобытная структура нравственного сознания выглядит как особый вид «кристалла», имеющего свой угол отражения, преломления, свою

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=