Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 40 Характерно, что даже похоронен он был… на ипподроме в Фивах (Pausan. IX 23, 2). Элемент престижа в конных ристалищах был превалирующим. Мнение, что греческая атлетика развивалась как способ подготовки будущих воинов, большинство специалистов признает ошибочным. Профессор А. И. Зайцев, например, напоминает, что после микенской эпохи колесницы не использовались на войне, и подготовка возничих с тех пор уже не имела прямого утилитарного назначения. «Перед нами, – пишет он, – явно одна из форм проявления общесоциологического феномена, отмеченного в конце XIX в. Торстейном Вебленом: там, где в обществе господствует класс или сословие, у которого много свободного времени, эта социальная группа проявляет тенденцию практиковать так называемое демонстративное потребление. Все черты его налицо в Греции геометрическо-гомеровской эпохи: богатые захоронения, описываемые Гомером пиршества, где едят самый дорогой из продуктов – мясо, аэды на пирах. Устройство состязаний, как показывает сравнительный материал, – нередкий элемент такого образа жизни. Социальная группа, обладающая досугом и другими возможностями для тренировки, демонстрирует и таким способом свое превосходство» [10, с. 268]. Эта составляющая гонок на колесницах еще более ярко проявится в Древнем Риме, где они перейдут в разряд профессионального спорта. Соревноваться здесь будут уже не отдельные экипажи, а целые команды, напоминающие современные спортивные клубы. Будет развита целая индустрия по покупке и продаже спортсменов и лошадей, каждая команда- партия будет выступать под своим цветом, а отдельные возничие станут мультимиллионерами. Колесничий Гай Аппулей Диокл, например, заработал за свою карьеру 35 863 120 сестерциев (сумма эта была высечена на его памятнике). Этих денег хватило бы на то, чтобы содержать не менее двух месяцев громадную римскую армию. По подсчетам профессора Пенсильванского университета Питера Страка, указанная сумма эквивалентна нынешним 15 млрд долларов США [29]. Въезд на колеснице был центральной частью т.н. триумфов – торжественных вступлений победоносных полководцев с войском, трофеями и пленными в Рим. Этот ритуал имел сакральный смысл. Триумфатор въезжал в столицу через триумфальную арку, символизировавшую небосвод, стоя на колеснице в особой одежде и с накрашенным красной краской лицом и воплощая собой Юпитера. Юпитеру же посвящался молебен в Капитолии, в дар ему приносилось захваченное оружие врага. Как же появилась колесница у греков? Большинство специалистов сходятся во мнении, что она не могла появиться у них самостоятельно, эволюционировав от простой повозки – она была заимствована . А вот по поводу места, где именно она была заимствована, долгое время шла широкая дискуссия. По одной из версий, колесница могла быть привнесена в греческий мир из Египта, где она впервые появилась в правление гиксосов [20, с. 659-665]. Другой возможный источник – Сирия. Ряд авторов предполагают, что в Грецию колесница попала от хеттов, однако эта версия опровергается разнящейся у

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=