Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 52 сознание не возникает как некое «сознание вообще» – оно появляется в конкретно-исторической, мифологической форме. Осмысление и разрешение оппозиции «миф – религия» изначально было связано с культурно-исторической первичностью мифа и поздним возникновением религии, еѐ укорененностью в генезисе социальных институтов, таких, например, как государство. Отличие мифа (суеверие, естественная религия, фетишизм и т.п.) от религии, на наш взгляд, заточено в универсальности и близости к рациональным формам сознания, в том числе к философии и искусству. Первобытный и архаический миф обретал собственную «семиотическую телесность» в дуальных знаковых системах (жесты, действия, речения, предметы, раскраска тела, «графика» и «живопись»), которые участвовали в регуляции дуальных кровнородственных отношений и форм общения посредством внушения, навязывания индивидам форм (идеальных целей и образцов) деятельности, необходимых первобытному коллективу. Мифологическое сознание выступало как функция этих социальных организмов, внутренний идеальный момент движения форм материально- предметной деятельности, общественно-коллективного и индивидуального сознания, нейрофизиологии и психологии общения. Такой подход и позволил определить специфику таких формообразований мифологического сознания, как категории мышления, фетишизм и тотемизм, магия и обряд, знаковые системы. Все эти идеальные формы «воплощались в мифологических образах и в знаково-символических системах мифа. Именно в мифологических образах происходил синтез рационально-эстетических, нормативно-волевых, внерационально-волевых и иррационально-иллюзорных элементов мифосознания» [7, с. 123]. Преобладание в мифологических образах ценностно- надличностных норм, а в психике эмоций и аффектов обусловлено и особенностью первобытной формы коллективного общения. В коллективном общении возникали нормативно-волевые регулятивы, направленные в основном не на отражение природы, а на отражение социальной «среды», конституирующие образ «мы». Категоризация объективной действительности в формах деятельности людей «дробила» извне навязанное ценностное, коллективное представление. Так происходило синкретическое слияние нормативно-волевых, магически-иррациональных и рационально-эстетических образований мифологического сознания в образах тотемов-первопредков. Особую роль в становлении развитого мышления и сознания сыграли исторические трансформации шаманизма, на что первым обратил внимание Э. Р. Доддс [2]. Критическое осмысление его идей на новом материале мы дали в недавней статье [6]. В деятельности шамана-жреца элементы мифа кодифицируются – переносится в идеальной форме родовое отношение «мы» на почву социально (касты, классы и корпорации) и этнически дифференцированных первичных региональных цивилизаций, миф начинает выполнять функции сугубо религиозные. Шаманская деятельность в этой сфере сакрального проходит ряд трансформаций и постепенно институализируется в особой, исторически первой форме духовного производства. Патриарх-шаман

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=