Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 65 Идеи теолого-экзистенциального подхода в трактовке веры нисколько не утратили своей значимости и актуальности для современного мировоззрения. Не случайно многие философы (Н. Бердяев, М. Бубер, К. Ясперс, С. Аверинцев и др.) относили их к тем религиозно-экзистенциальным мыслителям, которые определили вектор современной философской антропологической, теологической традиции, чьи идеи созвучны духовным поискам человека. Важность идей Августина и Паскаля заключается в том, что ими был совершен радикальный поворот, изменивший мировоззренческую направленность философской мысли: от еѐ ориентации на внешнюю реальность в сторону экзистенциального, духовного мира, к постижению человека в его изначальной «самости». В свою очередь, философско-экзистенциальный подход наиболее наглядно проявляется, собственно, в философии религиозного экзистенциализма. Здесь проблема экзистенциальной веры обретает разные контекстуальные смыслы в идеях С. Киркегора, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Марселя, Р. Бультмана, П. Тиллиха, К. Ясперса и др. мыслителей. Для иллюстрации этого варианта понимания экзистенциальной веры обратимся к философии С. Киркегора и К. Ясперса, чьи идеи являются результатом критического осмысления феномена веры в классических философских традициях и представляют собой оригинальное решение проблемы экзистенциальной веры. С. Киркегор в результате долгих интеллектуальных поисков приходит к мысли о необходимости возвращения к истокам христианского вероучения. Парадокс веры, по его мнению, заключается в том, что именно через веру человек обретает самого себя, свою личную уникальность. Вера рассматривается датским мыслителем как ничем не опосредованное отношение человека к самому себе в ракурсе абсолютного, трансцендентного начала. Человек в обретении веры должен совершить своеобразный экзистенциальный рывок, преодолевающий все состояния разума, погружаясь в Абсолют вне всяческих условий и размышлений. Поэтому Киркегор в эволюции личностной экзистенции выделяет три стадии развития человека – эстетическую, этическую и религиозную. На первой стадии человек обращается к своему чувственному восприятию, наслаждается жизнью во всех ее проявлениях, вполне обходясь без веры. На этой ступени своего становления он не заглядывает в глубины своего «я», а «обольщается» внешним, ценностным для сообщества людей – красотой, богатством, удачливостью, силой, умом. Здесь человек подстраивается под всеобщее, не замечая, как отказывается от самого себя и признает навязанное ему социально значимое. Духовную, нравственную слабость эстетического бытия Киркегор усматривает в неспособности и нежелании человека принять себя таким, каким он является в реальности. «Я, разумеется,– пишет он,– не из тех вещей, которым мир придает большое значение, относительно него как раз бывает меньше всего любопытства; рискованно как раз показать, что оно у тебя есть. Худшая из опасностей – потеря своего Я – может пройти у нас совершенно незамеченной, как если бы ничего не случилось. Ничто не вызывает меньше

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=