Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 75 поступков. Это Толстой считает необходимой частью самовоспитания: 22 сентября 1895 он пишет: «Недовольство собой есть трение, признак движения» [4, с. 54]. Со своим жизненным опытом Лев Николаевич считает нужным поделиться с другими. 3 января 1895 года он замечает: «Вся неясность понимания происходит от того, что люди не признают того, что жизнь есть участие в совершенствовании себя и жизни. Быть лучше и улучшить жизнь». (3 января 1895) [4, с. 3]. По Толстому, смысл жизни человека заключается в постоянном самосовершенствовании. В этом он видит способ улучшения существования всех людей. 6 января 1895 Толстой делает следующую запись в своѐм дневнике: « Жизнь истинная - в движении вперѐд, в улучшении себя и улучшении жизни мира через улучшение других людей». (6 января 1895) [4, с. 4]. Е. А. Плеханов отмечает: «Идея самосовершенствования в антропологии русскогомыслителя занимает то же место, которое в христианстве принадлежит учению Христа, которое обращено к человеку во грехе и открывает для него спасение на путях духовного преображения» [3, с. 19]. Проблема самосовершенствования Толстого хорошо освещена в философской и этической литературе. Среди учѐных, исследовавших этот вопрос, назовѐм С. В. Алябьеву, Е. П. Гриценко, Е. Д. Мелешко, Е. А. Плеханова, Г. В. Ситникову и др. В нашей статье мы посмотрим на проблему самосовершенствования как на магистральную тему дневников за 1895-1899 годы, исследуем прагматические особенности еѐ воплощения. Для решения поставленной цели будет использован приѐм когнитивно-коммуникативной интерпретации письменных высказываний. Даже в преклонные годы Толстой даѐт себе низкую оценку. Дневники пестрят самоуничижительными фразами. Это отражает и небольшое черновое завещание, которое Толстой записал в 1895 году: « Моѐ завещание приблизительно было бы такое. Пока я не писал другого, оно вполне такое. 1. Похоронить меня там, где я умру, на самом дешѐвом кладбище, если это в городе, и в самом дешѐвом гробу – как хоронят нищих. Цветов, венков не класть, речей не говорить. Если можно, то без священника и отпевания. Но если ж то неприятно тем, кто будет хоронить, то пускай похоронят и как обыкновенно с отпеванием, но как можно подешевле и попроще. 2. В газетах о смерти не печатать и некрологов не писать». (27 марта 1895) [4, с. 14.]. Скромность, желание не обращать на себя внимание, боязнь кого-то обидеть – вот те качества личности, которые воспитал в себе Толстой. Дневниковые записи Льва Николаевича отражают иное, отличающееся от обыденного сознание личности. Он оценивает себя и происходящее не через призму житейских установок, а с опорой на своѐ понимание Бога и данных им нравственных заповедей. Зачастую это становится поводом для спекуляции на фразах Толстого, которые касаются, например, его семьи. Трогательны и глубоки немногословные записи о смерти своего сына Вани. « Похоронили Ваничку. Ужасное – нет, не ужасное, а великое душевное событие. Благодарю тебя, Отец. Благодарю Тебя». (26 – ночь. 1895) [4, с. 10]. На первый взгляд, читателю может показаться чудовищным, что Толстой благодарит Бога за

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=