Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 77 Опять так же гадка моя жизнь. Пережил очень много. Экзамена не выдержал. Но не отчаиваюсь и хочу переэкзаменовки» (3 августа 1898) [4, с. 205]. В эти годы Толстой ощущает себя нравственно слабым, чувствует подступающую старость и одиночество, тяготится праздностью и комфортом своей жизни, но пытается не предаваться унынию. « Очень тягочусь дурной, праздной, городской роскошной жизнью» (6 апреля 1895) [4, с. 18]. « Чувствую себя вполне здоровым и сильным физически, но нравственно слабым». (16 июля 1897) [4, с. 148]. « Я совсем один и слабею» (7 августа 1897) [4, с. 149]. Для записей характерен пессимизм: « Тоскливое, грустное, подавленное состояние тела и душевных сил» (2 декабря 1897) [4, с. 167]. При этом Толстой отрицательно оценивает уныние. Требует от себя позитивного восприятия действительности. « Дома тяжело. Но я хочу и буду радостен» (13 декабря 1897) [4, с. 170]. На фоне физической слабости Толстой чувствует своѐ возрождение, переход в качественно иную форму жизни, которая является результатом его духовных исканий, передачи своих мыслей и чувств другим людям. «В этом секрет бессмертия Толстого, смысл жизни человека. Моя жизнь - моѐ сознание моей личности всѐ слабеет и слабеет, будет ещѐ слабее и кончится маразмом и совершенным прекращением сознания личности. В это же время, совершенно одновременно и равномерно с уничтожением личности, начинает жить и всѐ сильнее и сильнее живѐт то, что сделала моя жизнь, последствия моей мысли, чувства; живѐт в других людях, даже в животных, в мѐртвой материи» (17 ноября 1897) [4, с. 162]. Эту духовную трансформацию Толстой представляет в виде метафоры прорастающего зерна, генерирующей положительный эмотивно-оценочный посыл. « Понемногу умирающий (стареющийся) человек испытывает то, что должно бы испытывать прорастающее зерно, не перенесшее своѐ сознание из зерна в росток. Он чувствует, что убывает, но не сознаѐт себя там, где прибывает – в другой жизни. Я начинаю испытывать это» (17 мая 1896) [4, с. с. 91). Толстой считает, что его программа самосовершенствования, несмотря на самокритику, всѐ-таки даѐт положительные результаты, что проявляется в чувстве любви ко всему окружающему. « Заметил в себе, что я стал добрее с тех пор, как мало изменяю жизнь и подчиняюсь порядкам ложной жизни. И помню, как - когда я изменял свою жизнь, как я был недобр часто» (7 сентября 1895) [4, с. 52]. Таким образом, дневник за 1895-1899 годы отражает, прежде всего, результаты программы самовоспитания Толстого. Проанализированный материал верифицирует тезис С. В. Алябьевой об особенностях самосовершенствования мыслителя: «Нравственное совершенствование человека приобретает у Толстого статус великого закона человеческой жизни. Это оптимальный способ выживания и дальнейшего полноценного развития каждого индивида и всего человечества. Это способ – императив, ибо он позитивен, конструктивен и содержит реальную возможность осуществления» [1, с. 65]. В дневнике просматриваются тактики оценки прошлой жизни, требование еѐ полной документальной фиксации, осмысление настоящего, а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=