Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 82 ставших важной частью народной художественной культуры Верхнего Поволжья. … Особым мастерством отмечены изделия текстильных промыслов – ткачество, вышивка, кружевоплетение - которые стали преимущественной специальностью, достопримечательностью и гордостью края» [5, с. 289-290]. Большое влияние на жизнь населения Ивановского края оказывали приволжские города и посады, расположение которых на главной дороге России способствовало развитию торговли в бурную эпоху становления всероссийского рынка. Каждая губерния дореволюционной России имела своѐ «лицо». Особенностью Владимирской, Костромской губерний было производство льняного полотна [1]. Издавна в данном регионе выращивали лѐн, из которого в домашних условиях при натуральном хозяйстве пряли, ткали и шили рубахи мужские, женские, являющиеся обязательными основными элементами в составе русского костюма как крестьянского, так и костюма богатых сословий, а также предметы домашнего обихода, украшенные обереговой вышивкой. «Вышивка – один из самых древних видов орнаментации ткани у славян. На текстильных фрагментах X – XIII вв. встречаются узоры как тканые, набивные, так и вышитые. … В общем историко-культурном плане вышивка, возможно, является стадиально более древним явлением, чем ткачество, поскольку у многих народов, не знавших ткачества, имелась вышивка или близкие к ней по технике украшения. Материалом служила не ткань, а шкура, кожа, замша из оленей шкуры, подшейные волосы оленя (у народов Севера) …» [9, с. 30]. Вышивальные промыслы сложились, прежде всего, в льноводческих районах: в Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Тверской, Владимирской, Вятской губерниях – там, где особенно сильно было развито русское народное декоративно-прикладное искусство в разных его проявлениях. «Льноткачество явилось основой для возникновения и упрочения промыслов вышивки – одного из наиболее ярких художественных явлений Ивановского края» [5, с. 291]. С древнейших времен до середины XIX века украшение русской одежды и предметов домашнего обихода вышивкой производилось в каждой крестьянской семье для собственных нужд. «Крестьянское домашнее вышивание в XIX веке было тесно связано с традиционным сельским бытом и продолжало традиции крестьянского искусства более ранних периодов. С середины XIX века в некоторых губерниях России традиционные крестьянские вышивки из домашнего вида занятий постепенно стали превращаться в средство заработка» [5, с. 290]. Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неѐ изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Старинные русские вышивки Ивановского края выполнялись в технике белой ажурной строчки, а также других счетных швов. «Строчка – это исключительно женский промысел и им занимаются в настоящее время в тех местах, где раньше занимались прядением. Строчевая вышивка состоит в том, что из ткани выдергиваются особым образом нитки и по образовавшейся сетке производится вышивка, причем получается кружевной узор» [8, с. 224].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=