Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 85 место в вышивке получает растительный орнамент. «Вышивка строчевыми швами, выходя за пределы семейных потребностей и приобретая форму промысловой деятельности, изменяла традиционную художественно- орнаментальную систему, усваивая вкусы и эстетические предпочтения нового потребителя на новом, городском рынке сбыта. Поскольку белая строчка более всего соответствовала бельевому товару, она и получила самое широкое распространение в промысле» [5, с. 292]. В своем развитии вышивка более чем ткачество, испытывала различные стилевые и технические изменения. «В конце XIX – начале ХХ веков строчевая вышивка претерпевает существенные изменения. Появились и прижились техники, пришедшие из городской низовой и аристократической среды. Сюжетные сцены и геральдические архаические композиции уступили место геометрическим орнаментам и растительным мотивам в виде натуралистически поданных розочек, веток винограда и др.» [6, с. 26]. Стала модной занесѐнная из Европы «японская строчка». Первая мировая война и последовавшие за ней события внесли существенные изменения в жизнь народа и промышленности России. Интересен документ: «Из обзора деятельности подотдела художественной промышленности отдела изобразительных искусств Народного комитета по просвещению о развитии художественных промыслов» от 27.11.1919 года. … Основная работа подотдела художественной промышленности направляется на создание художественно-промышленных мастерских, школ, курсов, музеев, складов, выставок, специальных библиотек, обнародование конкурсов и устройство лекций и экскурсий» [11, с. 34- 35]. В документе указано, что: « … произведения художественно-промышленных мастерских должны непременно носить национальный характер, что очень важно при вывозе этих изделий за границу» [11, с. 35]. Также были отмечены существовавшие центральные московские мастерские и областные. «Среди областных мастерских имеется Иваново-Вознесенская мастерская (ткацкая, набивная, граверная, живописная, художественного шитья) преобразованная из рисовальной школы с октября 1918 года» [11, с. 36], так как в самом городе и в окрестностях расположены ткацкие и ситценабивные фабрики. Подотдел приступил к открытию различных курсов для пропаганды начальных понятий об искусстве и художественной промышленности среди широких масс, для обогащения знаний специалистов по той или иной художественной промышленности, а также с целью уравнивания знаний учащихся, поступающих с недостаточными образовательными знаниями. Предметом изучения в школе стала строчевая вышивка Владимирской губернии, поскольку она имела наиболее характерные черты [11]. В газете «Известия» № 260 от 17.11.1922 г. автор статьи Я. Тугендхольд пишет, что: «… В наших руках имеется крупная художественная область – народное творчество, свидетельствующее об изумительных художественных силах крестьянства, сбереженных им, несмотря на всю многострадальность его истории. Это народное творчество, служившее истории украшением быта, а затем ставшее подсобным промыслом, имеет и ныне огромное культурно- экономическое значение как залог творческой самодеятельности трудовых масс и как «корректив» к нашей неразвитой промышленности ….» [11, с. 65].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=