Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 86 На территории Ивановской области создаются строчевышивальные артели: 1925 г. в селе Васильевском; 1926 г. в селе Холуй; 1928 г. в сѐлах Верхний и Нижний Ландех и в селе Пучеже; 1929 г. в селе Палех и в 1931 г. в Пестяках, 1932 г. в селе Лух, 1934 г. в городе Шуя и др. Эти артели объединяют в «Ивановский строчевышивальный промысел» [11]. Ещѐ до создания Шуйской строчевышивальной артели: «В письме текстильного управления Всероссийского совета республиканских центров промысловой кооперации художественно-промышленному отделу Центральной научной опытно-показательной станции об организации двухмесячных курсов вышивальщиц от 11.07.1930 г. говорится об организации двухмесячных курсов вышивальщиц и о временном переводе лаборатории художественной вышивки из Москвы в г. Шую» [11, с.163]. Задачей курсов было установление единой терминологии строчевых разделок по основным регионам России: Ивановская строчка, Крестецкая строчка, Нижегородский гипюр и выполнение мастерицами узоров строчевой вышивки в технике соответствующего района [11]. Всесоюзным акционерным обществом по экспорту кустарно-художественных изделий Шуйской артели указано проработать технику «японская строчка» строчевой вышивки «ввиду того, что эта техника ненародна и является занесѐнной дешевой европейской работой, и в то же время захватывает 1/5 часть в 1929 г. экспортной продукции. ...» [11, с.135]. При переработке занесѐнной скупщиками ненародной вышивки по разреженной ткани были учтены все желательные изменения и традиционность русской строчевой вышивки на льняном полотне и хлопчатобумажной ткани. В результате: «Среди шуйских мастериц большую популярность приобрела вышивка, названная в народе «кубанцы». Особенностью «кубанцов» является применение крупных прореженных ячеек до 0,5 см, составляющих геометрический узор в виде квадратов, ромбов, крестов, розеток в сочетании с гладьевыми швами» [6, с. 26-27]. В этом виде вышивки, как правило, строчевые приемы сочетались с гладьевыми, сообщавшими общей композиции дополнительную декоративность [10]. Декор вышивки на изделиях свидетельствует о том, что традиции шуйской строчки продолжали развиваться. В основном это были архаические композиции с мотивами древа жизни, окруженного с двух сторон павами, обращенными друг к другу. Все вышивки того времени отличаются блестящим исполнительским мастерством. Кроме артельных форм применялся надомный труд. В послевоенный период ассортимент изделий определялся требованиями внутреннего рынка. В декоре изделий 1950-х годов широко применялась строчка «катунка» – тип ажурной вышивки, промысел которой бытовал в селе Катунки Нижегородской губернии. Гипюрная вышивка напоминала итальянское игольное кружево, отличавшееся тонкостью и сложностью узорных разделок. Мастерицы Шуйской артели прекрасно владели этой техникой и заполняли прореженную ткань узорами, называвшимися «паучки», «поплавки», «лепешечки», «мыльные пузыри», «розетки», «решетки». Тончайшие ткани, на которых вышивали, такие как батист, маркизет, крепдешин и креп-жоржет придавали вышивке драгоценность

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=