Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 89 Только к середине 1950-х годов артели вернулись к выпуску строчевышивальной продукции. В 1970-е годы восстанавливались во всех фабриках Ивановской области забытые приемы и техники, характерные для традиционной ивановской вышивки. Изделия, выпущенные Васильевской строчевышивальной фабрикой, неоднократно экспонировались на выставках, в том числе и зарубежных. «Палехская артель, организовавшаяся с ноября месяца 1929 года в количестве 24 членов, имела исключительно квалифицированных мастериц, окончивших местную учебно-показательную мастерскую. … Производственные возможности артели были невелики, но артель могла служить центром по выработке образцов для района» [11, с.137]. В прошлом село Палех находилось в составе Стародубского княжества, которое было поделено между князьями Пожарскими и Палецкими. В XVII в. это было бойкое торгово-ремесленное село. Издавна Палех известен как художественный центр иконописания и вышивки. В Палехе и близлежащих селах издавна существовало строчевое шитьѐ, включая разнообразные приемы, орнаментальные и сюжетные композиции, традиции которых восходят к древнему владимирскому узорочью. Строчевая вышивка палешанок отличается изысканным исполнением. Мотивы птиц, пав, петухов, барсов, «древа жизни» неизменно сопровождали эти вышивки. Мир древних поэтических образов в сочетании с виртуозным исполнительским мастерством вышивальщиц – всѐ это делало вышивки палешанок драгоценными. Мастерицы также расшивали изысканными белыми узорами тонкие ткани. Этому их научили монахини. Многие названия узоров и приемов в палехских вышивках пришли из монастырских мастерских, а иные «разделки» так и назывались «монашки». Им были известны многие старинные швы и приемы шитья. В течение второй половины XIX века вышивка претерпевает различные изменения. В строчке появляются цветы, растительные мотивы, птички, в передаче форм которых лежало стремление приблизиться к натуре. Растительный узор получил повсеместное распространение и использовался в строчевой вышивке, украшавшей различные изделия: подзоры, полотенца, скатерти, постельное бельѐ и др. Не обошла стороной село и вышивка, источником которой являлись в конце XIX века обѐртки дешевого мыла фабрик Броккар и Ролле, а также приложения с образцами вышивок к журналу «Нива». К концу XIX века в начале XX веков стилистика строчевых вышивок меняет свое направление. Вкусы потребителя изменились, ранее широко распространенные растительные узоры, птички, бабочки заменяются сложными геометрическими орнаментами. Важное значение в этой вышивке приобрели разнообразные трудоѐмкие технические приѐмы. Большое распространение получили ажурные вышивки, различные виды гипюров. Одной из характерных особенностей этого рода вышивок являлось сочетание сплошь зашитых частей с ажурными узорами, передающих формы розеток, круглые, сноповидные и крестовидные мотивы. Излюбленным мотивом в палехской строчевой вышивке был уступчатый ромб, который назывался у мастериц «кубанец». «Кубанцы» имеют различные варианты, представляющие более 75 рисунков. Узоры в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=