Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 93 и орнаментального богатства. Особый характер вышивки сохранился до 2000-х годов. Современная вышивка Верхнеландеховской фабрики развивает лучшие традиции промысла В старину Лух был административным центром довольно обширного края, в который входили: Вичуга, Кинешма, Юрьевец, Пучеж, Пестяки, Верхний и Нижний Ландех. Первое упоминание о Лухе относится к 1428 году, в связи с нападением казанских татар. Лух в ту пору был городом-крепостью, который охранял северо-восточную границу Владимиро-Суздальского княжества. Различные виды ремѐсел были развиты в этом регионе. Среди ремѐсел вышивка была распространена повсеместно. Использовалась белая строчка по мелкой сетке и др. Вплоть до ХХ века вышивка была домашним ремеслом. Как промысел этот вид искусства сформировался в начале XX века. Артель в посѐлке Лух была создана лишь в 1928 году. Через год в артели было уже 1000 вышивальщиц. К концу 1930 года сформировались основные особенности лухской строчевой вышивки [11]. В еѐ узорах преобладали растительные мотивы, отдалѐнно напоминающие ромашку. Этот мотив мастерицы называли «бобурка». Он выполняется по перевитой сетке пушистым настилом и придает узору нарядность и богатство фактуры. Этот мотив выполнялся по-разному. Мотив мог располагаться в центре ромба или квадрата, и тогда «бобурка» воспринималась розеткой, из «бобурки» строились гирлянды фризовых композиций, но чаще всего этим мотивом обрамляли контуры наиболее крупных ромбов, благодаря чему вышитый узор обретал особую выразительность и богатство [10]. Усилиями творческого коллектива Лухской фабрики 1960-х годов разрабатывались новые виды вышитых изделий. Строчевые узоры во всей своей красоте и богатстве фактурных проработок выполнялись как на изделиях массового производства, таких как скатерти, салфетки, наволочки, пододеяльники, так и на уникальных, малосерийных изделиях. Вышитые изделия лухских мастеров экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках. Лухская вышивка составляет неотъемлемую часть ивановской строчевой вышивки, представляющей многообразные традиции искусства русской вышивки. В Пестяковком районе, как и других районах области, бытовал вышивальный промысел. По заказам скупщиков выполнялись в конце XIX- начале XX века вышитые изделия. С образованием артели по строчке и вышивке, в которую объединились квалифицированные вышивальщицы, и деятельность скупщиков сократилась. Вышивкой занимались как в мастерской, так и дома. В 1933 году в Пестяковском районе было уже четыре строчевышивальные артели, в которых работало 386 человек [10]. В Пестяки перевели Нижнеландеховское отделение строчевышивальной артели. Мастера использовали как сложные строчевые узоры, так и простые – «мушку», «пшенцо», «сновку» и др. Особенно популярной была техника строчки по мелкой сетке и гипюры. Вышивали скатерти, салфетки, столешницы, декоративные полотенца, занавески на окна, строчевой ажур которых, дополненный мережками, четко вырисовывался на фоне плотного полотна, придавая изделиям особую нарядность. Пестяковские мастера и художники были постоянными участниками семинаров, конкурсов и выставок. Для сбора

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=