Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 10 135]. Главный центр всей философии Федорова заключается в идее супраморализма , в котором дано прямое указание на то, что наличная жизнь есть жизнь искусственная: «Супраморализм – это вопрос о двух рознях и о двух объединениях; вопрос о двух рознях, т.е. о внешней розни – о богатых и бедных и о розни внутренней – об ученых и неученых (о двух разумах), разрешаемый чрез замену вопроса о всеобщем обогащении вопросом о всеобщем возвращении жизни, т.е. чрез замену нашей искусственной жизни, искусственного дела, делом естественным, творимым в нас самою природою, приходящею чрез нас в сознание [16, т. 1, с. 388-389]. Какая ценность может быть у искусственной жизни? Никакой настоящей, подлинной жизни у людей нет, согласно Федорову, и поэтому ценность такой жизни весьма условна и относительна, и она, конечно, не может быть увековечена и требует для воскрешения прежде нравственного преображения. И здесь обнаруживается противоречие, заводящее в тупик: чтобы прийти к идее воскрешения необходимо нравственное преображение, поскольку в ненравственное сознание такая идея прийти не может. Но наличное нравственное сознание не преображено и, следовательно, закрыто для этой идеи. Каким образом оно может открыться для нее, что должно случиться, чтобы сознание преобразилось, если оно до этого во всей человеческой истории находилось в одном и том же состоянии, в состоянии «несовешеннолетия», согласно Федорову? Мы не можем найти позитивного ответа в его идеях на этот вопрос, так как он требует персональной, экзистенциальной рефлексии, возможной лишь в рамках индивидуальной, а не коллективной этики. В этических координатах философия «общего дела» предстает следующим образом: можно сказать, что человек смертный , порождающий неродственные отношения в истории, всяческое зло и неправду, непрекращающуюся рознь – это сущее , в котором есть только «искусственная жизнь», а преображенное, братское состояние всего человечества, психократия – это должное , достижимое посредством «общего дела», т.е. жизнь подлинная. На первом месте у Федорова жизнь рода, всего человечества, а не отдельного человека. И моральные задания он задает не одному человеку, а всему человечеству: «Если жизнь человеческого рода бессознательно есть взаимное истребление, то чем она должна быть сознательно?» [16, т. 2, с. 227]. И осознание смертности является началом становления человечества (не человека): «Начало человечества тесно связано с сознанием смертности и с проявлением этого сознания в стремлении к замене естественного, само собой рождающегося, самодеятельностью, требующей объединения существ» [16, т. 2, с. 249]. В конечном счете, центральный пункт всего проекта Федорова – идея воскрешения человечества «представляется делом не сугубо индивидуальным, а делом, должным стать задачей для будущих поколений и людей, живущих и когда-либо живших на Земле» [8, с. 651]. Так или иначе, Федоров ставит вопрос «о наилучшем и самом естественном употреблении жизни сынами человеческими в их совокупности, т. е. в их совершеннолетии» [16, т. 1, с. 38]. Иными словами, для него важен

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=