Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 107 пользователи обрели возможность создавать своего виртуального дойника. В настоящее время Web 3.0 представляет собой виртуальное пространство Phygital, в котором пользователи могут не только контролировать, но и транслировать субъективную реальность, что сказывается на их поведении и этикетной коммуникации, как в сети, так и в реальной жизни, поскольку web- технологии постепенно интегрируются в повседневность современного человека [5]. Как отмечает директор лаборатории Цифровой этики Оксфордского университета Лучано Флориди: «мы все больше живем в особом пространстве – инфосфере, то есть аналоговом и цифровом, оффлайн и онлайн» [11]. Коммуникационные процессы внутри виртуального пространства выходят на иной уровень, в связи с чем, формируется цифровая культура и возрастает значение цифрового этикета. Цифрой этикет – термин, который понимается в нескольких смыслах:  синоним «сетевого этикета» и «нетикета»;  общий свод правил в виртуальном пространстве;  «нормативно-этическая многоуровневая система регуляции отношений в виртуальной среде» [5];  правила общения и поведения при взаимодействии физической и цифровой реальности;  online-норма в виде установленных рамок, стандартов, правил надлежащего поведения в контексте цифровой среды [12, с. 90]. Важно отметить, что в отличие от «сетевого этикета», ориентированного на письменный формат на этапе Web 1.0 и Web 2.0, цифровой этикет выступает как регулятор коммуникативного взаимодействия в виртуальном пространстве Web 3.0. всех форматов общения: письменного, речевого, поведенческого. По мнению Р. И. Маминой, цифровой этикет, отражающий специфику Web 3.0, охватывает следующие направления: общение в сети (социальные сети, мессенджеры, электронная почта); взаимодействие пользователей с современными гаджетами (смартфоны, планшеты и т.п.); самопрезентация в виртуальном пространстве цифровой реальности [5]. Указанные направления имеют свою специфику и характерные черты, этическую проблематику и решение. Как видим, цифровой этикет обеспечивает возможность построения эффективной коммуникации в тех сферах деятельности человека, которые связаны с внедрением цифровых технологий и формированием коммуникативной виртуальной среды. Сфера высшего образования, в динамично развивающихся условиях цифровой эпохи, претерпевает качественные изменения, связанные с использованием цифровых технологий и созданием среды нового типа – техногенной образовательной среды ВУЗа [3]. Инновационной составляющей новой образовательной среды является виртуальное образовательное пространство, предоставляющее большие возможности для реализации цифровой трансформации системы образования в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [9].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=