Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 109 том же виде, что и в реальности. Вместе с тем, формы выражения этикетной коммуникации (письменный, речевой, поведенческий этикет) приобретают свои характерные особенности в цифровой реальности образовательной среды. Асинхронное ДО, как правило, предполагает образовательное взаимодействие посредством письма через e-mail, чаты, мессенджеры, блоги и т.п. В данном случае, этическая установка «Другой/Другие как ценность» реализуется в этикетной коммуникации, которая обусловлена следующими правилами: название e-mail, персонального чата или блога должно соответствовать реальным данным пользователя, что является гарантом взаимодействия преподавателя и студенческой аудитории в виртуальной реальности. Нередко студенты, являясь более «продвинутыми» пользователями сети Internet, в качестве «ника» или названия электронной почты указывают не фамилию и имя, а аббревиатуры, иностранные синонимы, имена героев компьютерных игр или фильмов и т.д., что в значительной мере усложняет поиск адресата и в целом усложняет достижение преподавателем коммуникативной цели; лаконичность письма или сообщения – экономит время на обработку информации и ускоряет ответ. Излишним в сообщении будет являться ненужные подробности, неоправданные повторы, излишние слова не несущие необходимой информации (например, объяснение студентом причин не своевременно выполненного задания), что в целом может сказаться на взаимопонимании и затруднить процесс взаимодействия преподавателя и студентов; грамотность помогает понимать друг друга, наладить взаимодействие, сформировать мнение об адресате. Во избежание двусмысленности или искажения информации, как преподавателю, так и студентам, необходимо соблюдать правила орфографии, пунктуации, грамматики; соблюдение делового стиля письма/сообщения: приветствие; вступительное слово, объясняющее цель послания; основная часть (содержание); заключение, в котором сообщается о том, что необходим ответ; прощание. Практика показывает, что, к сожалению, не все студенты владеют навыками создания электронного письма в деловом стиле: например, не указывается цель сообщения («Мне нужно пересдать дисциплину», без указания ее названия и курса на котором обучается студент), вместо вежливого окончания письма устанавливается gif-картинка с машущей рукой или смайл. Несоблюдение делового стиля письма зачастую затрудняет взаимопонимание и согласие между преподавателем и обучающимися; пересылаемые файлы должны иметь название, хорошее качество и допустимый объем. Как правило, препятствием для преподавателя является отправленный студентами файл «нечитаемого» формата, что усугубляет проверку результативность работы обучающихся на дистанционном обучении;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=