Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 13 технический поиск в области достижении бессмертия. Другие варианты, типа «New Age», ориентируются на духовные попытки достижения бессмертия: трансцендентальная медитация, чакра йога, постоянная молитва, викка, высшая магия, и. т. д.» [21, c. 174]. Но особенно примечательно то, что в Америке группа имморталистов учредила новую «Церковь Бесконечной Жизни» («Church of Perpetual Life») основанную на философии «пророка» Н. Ф. Федоровa (http://www.churchofperpetuallife.org) . «Это новое вероисповедание ставит целью объединить энтузиастов продления жизни, активного долголетия, крионики, иммортализма во имя воплощения в жизнь плана Творца об Общем Деле всего человечества. Его адепты подчеркивают, что развитие технологий должно быть направлено на преображение жизни и достижение бессмертия, на благое творчество. Своими задачами они считают распространение идей общего дела, укрепление межчеловеческих связей между членами общины, поддержку тех членов церкви, которые больны, нуждаются в медицинской помощи и уходе, продвижение биомедицинских исследований и др. Идеи Федорова положены в духовный фундамент Церкви Бесконечной Жизни. Первая служба в новой церкви состоялась 16 ноября 2013 года» [21, c. 174]. Таким образом, можно подвести некоторые итоги. Если говорить об апофеозе жизни в философии космизма, то очевидно, что это апофеоз уже не человеческой, а какой-то сверхчеловеческой, космической, на бесконечность отдаленной от традиционного образа жизни, предполагающий такие антропологические «изъяны» как старость, болезнь и смерть. В философии космизма эти «изъяны» подвергаются однозначному искоренению, при том, что они в традиционной духовной культуре являются необходимыми экзистенциальными, пограничными ситуациями, посредством которых человек совершает нравственное восхождение, то есть достигает подлинного человеческого бытия. Это противоречие между абсолютизацией и нигилизацией жизни является серьезной моральной дилеммой, приводящей в конечном счете к антропологическому тупику, который реализуется в различных постчеловеческих и трансгуманистических проектах, в которых явлен «совершенный» (бессмертный, здоровый и вечно молодой) человек, который полностью утрачивает те черты, которые делали его человеком в известной нам истории. Исходя из этого, мы полагаем, что нужно разделять философию «общего дела» на теоретическую, в которой явлен классический нравственный императив, предполагающий духовное преображения человека, и практическую, в который этот императив, претворяясь в действительность, способствует исчезновению человека в его традиционном этико- антропологической и метафизической сущности. Литература 1. Абрамов М. А. Трансгуманизм и русский космизм: иммортализм и анастасис – культурно-исторические корни и научное мировоззрение //

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=