Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 140 Итак, один из четырёх элементов четверицы – небо, оно же – мир (нем. die Welt), подверглось наиболее значительной трансформации в условиях дигитального перехода. Смыслы и энергия мира, составляющие единство досократической мысли, были разделены Платоном на идеи и материю. Идеи покинули землю, забрав с собой смысл на небо. Но небо ранее понималось как вездесущая энергия смыслов, оно пронизывало землю, и никакой демаркации между идеями и материей не было. Мир был тем, что было внутри человека – реальностью духовного опыта, единого и целостного. Небо в представлении досократиков является логосом. Логос Гераклита растворён в небе, но само небо в те времена не отделялось от земли, оно сливалось с ней, проникало в неё, образуя единство взаимодействия и перехода стихий. Таким образом, небо не было «сверху», над остальным сущим. Отличительная черта четверицы – это гармония динамического взаимодействия её составных частей, ничто из них не доминировало, не приводило к дисбалансу «Небо – это путь Солнца, бег Луны, блеск звёзд, времена года, свет и сумерки дня, тьма и ясность ночи, милость и неприютность погоды, череда облаков и синеющая глубь эфира. Говоря – небо, мы от простоты четверых мыслим тем самым уже и других трёх» [2, c. 323]. От неба диагональная линия ведёт нас к земле, которая позволяет актуализировать поэзис – открыть истину неба через божественное творчество во всём. «Земля растит и носит, питая, плодит, хранит воды и камни…» [2, c. 323]. В этом отрывке Хайдеггер очарованно описывает землю, можно почувствовать его преклонение перед красотой природы и её тайной в простоте. Если небо формирует вещи, то земля их устанавливает. Эта очевидность кажется нам простой, но продолжаем ли мы воспринимать землю так же, как её воспринимали досократики? Этот вопрос будет рассмотрен далее. Следующая диагональ представляет собой прямую связь смертных (sterbliche) и Богов (die Götter). «Смертные – это люди. Они зовутся смертными, потому что в силах умирать… Только человек умирает. Животное околевает» [2, c. 324]. Иными словами, человек экзистирует через смерть, осознание смерти важно в том смысле, что оно конституирует человека. Другой-бытие (нем. Seyn) через ужас (нем. die Angst), выступающий предельным антропологическим опытом, вырывает человека из оков обыденности (нем. das Man) в просвет бытия – топику сущего, в которой бытие призывает присутствие (нем. das Dasein). Человек конституируется энергиями бытия в этом просвете – и этот момент Хайдеггер называет das Ereignis, со-бытием. Боги наделяют das Dasein новыми смыслами, новой энергией. Вопрос, посвящённый понятию «энергия», был очень важным для Хайдеггера. Применяя герменевтический метод исследования термина «энергия», Хайдеггер пришёл к выводу, что он претерпел ряд самых противоположных трактовок – всё дело в тонкостях перевода. Термин «энергия», выдвинутый Аристотелем являл собой некий процесс движения от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=