Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 144 постмодерном, беря для себя то или иное представление и вырабатывая более изощрённый модус нигилизма. Постгуманизм опаснее для остатков онтологического измерения тем, что он не воспринимает эпоху модерна иронично, как это делают постмодернисты, а относится к существованию со всей решимостью, но, разумеется, вектор данной решимости направлен в противоположную сторону от вектора решимости Хайдеггера. ДП вполне может стать новым модерном или метамодерном с нарративами и метанарративами, с обязательным обучением ценностям трансгуманизма и некритичного восприятия реальности подрастающим поколением. Некритичность к происходящему масс населения, распространение практик цифрового контроля и открытого вмешательства в личную жизнь людей формируют новый нарратив. Что является авторитетным посланием сегодня? Суждение о том, что единственная возможная реальность – реальность цифры и паноптикума Бентама. Возможно, метамодерн является некой приемлемой для публики оболочкой трансгуманизма. Четверица Хайдеггера в контексте трансгуманизма трансформировалась в новое состояние, в котором уже не найти первозданного образа das Geviert. Теперь на месте вещи обозначен симулякр, небо – это экран компьютера или смартфона, боги воспринимаются с сарказмом и иронией, человек – это постчеловек, а земля из-за лёгкости коммуникаций перестала восприниматься как конкретное место, превратилась в большую «цифровую деревню» Маршалла Маклюэна, в которой люди знают друг друга, но не чувствуют. Знание – фрагментарно, переживание чувства – тотально. Но, остывая в алгоритмах цифровой среды, человек приближается к феномену цифровой аннигиляции, предавая забвению аппарат воображения, субъективность. «Отсутствие близости при всём устранении дистанций привело к господству недалёкого» [2, c. 325]. Люди перестали мечтать о далёком, картинки из интернета сменяют одна другую, и человек тонет в новом, уже даже не онтическом, а виртуальном das Man. Закрывшись в четырёх стенах, яркий пример виртуального человека – японский феномен хикикомори – не имеет контакта с миром за окном, не ищет в сущем просвет Бытия, его топика ограничена миром виртуальной реальности. Явление «”хикикомори”, что означает молодежь, находящуюся в состоянии социальной изоляции, было отмечено в Японии со второй половины 1990-х годов. В последние годы концепция NEET также стала привлекать внимание. «NEET» относится к молодым людям, которые «не получают образования, работы или профессиональной подготовки» [6, c. 45]. Существование Хикикомори хорошо описывает цитата Хайдеггера, высказанная им на Цолликоновских семинарах: «Отсутствие способности вступать в контакт... – это привация того, что мы только что назвали открытостью. Эта привация свидетельствует, однако, не о том, что открытость исчезает, а лишь о том, что она преобразуется в «недостаток контакта»» [4, c. 34]. Открытость человека миру есть вовлечённость и забота, участие и познание себя. Именно на последней характеристике открытости, на познании себя, стоит сделать акцент, так как в ситуации с хикикомори предполагается интериоризирующий подход к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=