Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 166 создании чего-то нового, в самоактуализации через творение – естественная часть человеческой сущности» [6]. В некотором смысле, стремясь создать что- то новое, человек хочет повторить акт творения и таким образом приблизить себя к Богу. И процесса творения, конечно, есть результат. Есть результаты творческого процесса, которые не присутствуют в пространстве, например, устный фольклор. Но в большинстве своем, культура, выступая транслятором смысла, требует преобразования какой-то материи, например, для написания книги необходимо дерево превратить в бумагу, а уже после нанести на неё символы. Для создания скульптуры необходимо обтесать определенным образом камень и т. д. Практически любой человеческий акт творения создает материальный объект. А материальный объект культуры нуждается в некотором месте в физическом пространстве: галерея для картин, шкафы и полки для книг, места для скульптур и прочее. Творческий потенциал человека – не ограничен, и объектов материальной культуры с ходом времени становится только больше, а пространство, для физического размещения этих объектов – ограничено. В определенный момент доступное индивиду пространство для размещения объектов культуры заканчивается, и он вынужден выбирать, между сохранением имеющихся объектов и освобождением пространства для новых. Покупая раз за разом новые книги у человека, однажды закончатся шкафы и полки для них. И придется выбирать: купить новые книги и каким-то образом избавиться от старых (отдать кому-то или уничтожить) или не покупать более новых книг. Этот пример легко переносится и на другие материальные объекты культуры. Поэтому старая и новая культура оказываются в вынужденном противостоянии. Появление сети Интернет, сначала решило эту проблему – пространство для хранения объектов культуры теперь тоже стало неограниченным, нужно просто оцифровать материальный носитель смысла. Но вскоре возникла другая проблема – оказалось, что внимание человека, его способность воспринимать культуру – ограничена. И это уже коснулось в том числе и нематериальной культуры. Внимание и память человека ограничены, а тем более слоты в установках индивида, которые определяют его поведение. И противостояние между имеющейся культурой и вновь создаваемой вернулось, но теперь за внимание и влияние на действия индивида. Человеческое внимание для объектов культуры является основой существования: если люди перестанут читать книгу, то смысл, заложенный в ней, перестанет транслироваться и исчезнет; если люди перестанут рассказывать какую-то сказку или миф – то они исчезнут и т.д. Если культура не транслируется и не воспроизводится – она исчезает. Поэтому борьба культурных объектов за внимание человека фактически является борьбой этих объектов за собственное существование. Мы рассмотрели две важные для мягкой силы антиномии политики и культуры. Но вместе две эти антиномии рождают ещё одну, которая особенна интересна для анализа феномена мягкой силы. Антиномия политики, выраженная в необходимости добиваться признания со стороны объектов властного воздействия, что доступно только при помощи инструментов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=