Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 6 practical one, in which, turning into reality, this imperative leads to the disappearance of a person in a traditional ethical-anthropological and metaphysical essence. Keywords: life, value of life, person, philosophy of cosmism, N. F. Fedorov, transhumanism, moral dilemmas, what is and what ought to be, moral imperative. DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-3-5-16 Вопрос о ценности человеческой жизни с новой силой возник в XXI веке, когда военно-политические, экономические, эпидемиологические, экологические, демографические и прочие катаклизмы поставили под угрозу человеческое существование в глобальном всепланетарном масштабе. Налицо упадок идей просвещенческого гуманизма, который в новом тысячелетии обратился в свою противоположность: в массовую дегуманизацию общества и культуры. Об этом серьезно говорили крупные европейские и русские мыслители еще в начале XX века, видя зарождение процессов, которые с особой силой проявятся уже в XXI веке. Эта версия гуманизма основывалась на весьма слабых этических основаниях, не учитывавших ни «темных» иррациональных сторон личности, ни ее противоречивого и непредсказуемого характера, не позволивших реализоваться проектам гуманистической идеологии. В этих обстоятельствах важен поиск такой философской модели, которая одновременно, культивировала бы высокую ценность человеческой жизни, была подлинно гуманистической, и в тоже время не игнорировала «инфернальных» сторон человеческой личности, не пыталась бы их исправить рациональными методами «розового» гуманизма, если применить терминологию К. Леонтьева по отношению к гуманистическим версиям христианства Достоевского и Толстого. В поле исследовательского зрения сегодня попадают различные концепции и теории, но одна из них заслуживает серьезного критического разбора. Это философия русского космизма, в котором апофеоз жизни, кажется, достигает особой величины, что и заставляет исследователей совершенно различных направлений обращать на него внимание. В последние десятилетия не только в России, но и за рубежом это направление вызвало неподдельный интерес. В том числе и фигура самого родоначальника космизма, создателя проекта «общего дела» Н. Ф. Федорова [10; 14; 15; 18]. В исследовательской литературе, как правило, преобладает апологетический подход к этому направлению, часто романтизирующий человеческие возможности на путях научно-технического прогресса. В то же время есть трезвая оценка реального вклада Н. Ф. Федорова в становление русской этики как самобытного направления отечественной философии. Так, В. Н. Назаров трактует «философию общего дела» Н. Ф. Федорова как «этику воскрешения жизни» [11, с. 483]; в понимании О. С. Пугачева Федоров «великий моралист» [13, с. 163]; В. Ю. Даренский отмечает приоритетность использования Федоровым базового нравственного понятия «преображение человека» как «цели философии и культуры в целом» [7, с. 70]; Ф. И. Гиренок

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=