Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 74 На таком мышлении основывается то, что Ридингс называет «процессом дереференциализации», посредством которой он описывает коммуникацию, преподавание, оценивание в университете мышления, – и то специфическое сообщество, в котором это должно происходить. Ридингс признает, что «повседневная жизнь профессоров и студентов, похоже, изменилась не столь значительно, как можно было бы ожидать» [1, c. 262]. Но «в то же время произошли важные подвижки в способе организации и осмысления повседневных практик. Более того, у этих подвижек довольно интенсивный ритм (ритм, а не скорость, поскольку соответствующие изменения не линейны, а прерывисты)» [1, c. 262]. – «Из чисто эвристических соображений я помещаю эти изменения под рубрику «дереференциализация», которая указывает на упадок идеологической функции Университета» [1, c. 262]. Коммуникация и преподавание, основанное на так определенном мышлении, представляет собой диалог, заменяющий монолог преподавателя; «модернистская» идея «прозрачности коммуникации», основывающая модернистское же «политическое сообщество» (университет всегда мыслился в качестве образца или модели политического сообщества – для национального государства, получая от последнего свое идеологическое обоснование), также изымается как больше не действительная. Мышление, положенное в основу знания, преподающегося в университете, предполагает то, что Ридингс называет «децентрированием образования»: ««Децентрирование преподавания» «начинается с переключения внимания на прагматическую сцену преподавания, что означает отрицание возможности какой бы то ни было привилегированной точки зрения и превращение преподавания в нечто иное, нежели самовоспроизводство автономного субъекта. Этого не сделают ни администратор, взявший в руки систему, ни преподаватель, взявший в руки студента, ни студент, взявший в руки себя» [1, c. 239]. Как на такое место Ридингс указывает на «прагматику педагогической сцены», поскольку «такой подход не дает педагогическим отношениям превратиться в объект административного знания» [1, c. 242] и можно представить, что на такой сцене не окажется места суверенному субъекту: в педагогике, то есть именно на педагогической сцене, может произойти «раскрытие внутренней человеческой автономии», а не «производство суверенных субъектов» [1, c. 242]. Помогает то, что «модернистский проект автономии и универсальной коммуникабельности не завершен не до поры, а в принципе» [1, c. 242]: «Никакой авторитет не способен прервать педагогические отношения, никакое знание не способно освободить нас от задачи мыслить. В этом смысле постисторический Университет может, вероятно, отказаться от стремления соединить авторитет и автономию в сообществе, сплотившемся вокруг какой-либо идеи – разума, культуры, коммуникации или профессионального совершенства» [1, c. 242]. Замысел Ридингса «состоит в антимодернистском переопределении преподавания и обучения как мест обязательства, как арен этических практик, а не как средств передачи научного знания» [1, c. 242]: «В этом случае преподавание начинает отвечать вопросу справедливости, а не критериям
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=