Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 90 однако, это «смирение» не является признаком апатии общества к проблемам права, так как в рамках действующей правовой системы и культуры признается либо необходимость её отмены, либо легитимность давления, прессинга с целью её изменения. Правовое сознание, хотя и определяется В. В. Ильиным как сфера инструментального разума [8], постоянно имеет аксиологическое измерение , наблюдается реальная проблема в том, что аксиология права замещается социальными и психологическими технологиями , и оформление сущего в праве утрируется через имитацию правотворчества . Это касается практической реализации запросов правового сознания, они могут быть приняты или удостоверены только при согласной позиции элит. Реально общественное мнение, как «продукт» и конструкт социологического исследования, часто характеризуется ангажированностью, политическим заказом, и в этом смысле правосознание с позиции сущности права требует «метафизического» подхода , признающего роль традиционного права как органической народной жизни , приверженности культурной и исторической традиции и связи времен. Главное, что правовое сознание в российском обществе не соответствует критериям западных цивилизационных образцов, и поэтому требуется говорить о национальной картине права, и шире – о культурно-цивилизационном коде , содержащемся в правосознании российского общества. Это особенность до сих пор не подверглась категоризации в создании дискурса российского права, и не трудно заметить, что присутствует дефицит критического анализа относительно того положения, что традиционное право не является психологией толпы: ведь в традиционном праве как в зеркале отражается история российской культуры и цивилизации. Большинство россиян не являются заметными на фоне так называемых «элит», но от отношения права, от меры его справедливости и несправедливости общество оценивает право на уровне законности и законопослушности, в состоянии и не в состоянии сформулировать дискурс действий и целей в сфере права. Реально по логике разделения властей правотворчество в правовой культуре относится к сфере законодательной власти, на неё претендуют профессиональные юристы и политики. Но проблема, как быть с народовластием в применении правовой системы, не содержит однозначного ответа, и важно, что правосознание культуры как совокупности ценностей, установок, представлений и образов права является критерием цивилизованности общества и усвоения смыслов традиционных базисных ценностей. Это действительно реальный вопрос, связанный с тем, что, провозглашая российское общество традиционным, мы должны считаться с явлением урбанизации жизни, ухода советских поколений, влиянием постмодернистских ценностей. Разумеется, правовое сознание российского общества не однородно, выявляется через сегментирование, определяемое логикой социально- структурных перемен, возникновением новых социальных групп и слоёв, инерционными синдромами прошлого. Вместе с тем можно говорить о качественно новой ступени развития правового сознания и культуры, как форм социальной проекции, связанных с восприятием и оценкой системы права.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=