Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 91 Необходимо отметить, что правовое сознание имеет два специализированных уровня: юридическое сознание (то, что американские социологи называли «адвокатским мышлением») и обыденное , связанное с переложением правовых формул и социальных установок массового сознания. Отмечая роль общественного мнения как логики присоединения, формируемой масс-медиа, интеллектуальными элитами, экспертными оценками, неформальными коммуникациями, следует интерпретировать развитие правосознания, сочетающее элементы социальной спонтанности и социальной организованности: на обыденном уровне проявляются элементы спонтанности, действие неформальных коммуникаций; специализированный уровень представляет собой осмысление правовых формул на уровне юридических корпораций и лоббистских групп. Это не в полной мере относится к российскому обществу, где влияние адвокатского лобби не распространяется на все сферы общественной жизни, и нельзя говорить о юридическом «диктате» как торжестве закона. Чтобы воспроизвести истинное право, понять трудности на пути становления правовой системы требуются исследовательские усилия для демаркации мифологем и новаций, связанных с общественным запросом на совершенствование правовой системы. Здесь и важна роль традиционного права. Согласимся с Д. Володихиным [18], что следует различать «большую Традицию и традиции», так как если вторые – совокупность обычаем, навыков, социальных стратегий и тактик выживания, то первое, большая Традиция, является условием существования цивилизации, сверхценностью народной жизни, её органической сутью. По существу, Россия как цивилизация имеет «Традицию», как способ существования социокультурной общности, и в этом контексте правовое сознание представляет собой пространство для оформления заветов, заложенных для традиций. Данное положение заслуживает обоснования на уровне формально-логических аргументов, но в нем содержатся правовые основания, связанные с реальным совершенствованием аксиологии правовой культуры, отвечающей глубинным запросам общества. Разумеется, правовая культура в таком контексте наполняется аксиологией традиционного общества, представляет собой конвертацию норм права в культурном капитале традиционных ценностей, которые имеют базисный характер для развития правовой системы, правового сознания и правового воспитания вне и помимо формально-логических норм, не требующих освоения богатства культуры и ориентации на национальную юридическую традицию. В реальности правовая культура современного российского общества интерпретируется в рамках когнитивного подхода, где большую роль играет методологический поворот, нежели чем экзистенциальное измерение. В контексте традиционного права, в котором правовое сознание связано с моральным мировоззрением, проблема правовой культуры требует переходного состояния, чтобы избавиться от влияния квази- демократических форм и определить рамки ментальных и поведенческих практик в сфере правоприменения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=