Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 115 of confession, repentance; sincere compassion of the hero-warrior (winner) in relation to the enemy; reconciliation of the hero with himself (a person open to the world, endowed with freedom, the ability to empathize, overcoming selfishness, demonstrating a willingness to sacrifice himself "for his friends", for his Fatherland); reconciliation with God (through standing, service, repentance). The most important conductors of the theme of reconciliation as one of the leading ones in the domestic art and culture in the author's material are the images of women (primarily mothers) with the features of the prototype. The invariants of achieving (acquiring) the world in different versions of its existence (including the world obtained through a woman, mother) are illustrated by concrete examples-works of Russian literature and cinema. Keywords : canon of reconciliation, traditions, orthodox culture, spiritual ideals, virtues, images of reconciliation and peace, I.A. Bunin, literature, M. Khutsiev, A. Tarkovsky, N. Mikhalkov, V. Khotinenko, film art. DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-4-114-127 Чрезвычайно остро зазвучавшая сегодня, в ситуации поиска мира и согласия, тема примирения (и с ним связанных прощения, сострадания, сочувствия, отзывчивости, милосердия) в отечественной литературе, искусстве, культуре – одна из ключевых, ведущих. Это обусловлено собственно историей нашего Отечества, специфическими геополитическими, историческими обстоятельствами, страстным желанием человека и народа сберечь и возделать Богом данную землю, извечной миротворческой миссией Руси-России, потребностью в защите своего, самобытного, уникального, созданного и приумноженного многими поколениями отцов и дедов, многовековым стяжанием нашими предками правды, справедливости, истинного мира. Канон примирения в отечественной культурной традиции О многовековом значении мира (мирного рядом жительства) и его достижении русский народ сложил много паремий: «Мир стоит до рати, а рать до мира» [12, с. 506]; «Много воевал, да всё потерял» [12, с. 515]; «Худой мир лучше доброй ссоры (вариант: «Худой мир лучше доброй драки») [12, с. 510]». Исстари способность изменить миропорядок, посеять вражду, ненависть, разрушить мир в народе осуждались: «Кто спорит, тот ничего не стоит»; «Не будет добра, коли меж своими вражда»; «Бог дал родню, а чёрт – вражду» [12, с. 505]; «Жить с соседом не в ладу, всё равно, что быть в аду». Формулы мирного сосуществования, порождённые самой отечественной историей и многострадальной судьбой русского народа-миротворца, передавали как завещание потомкам: «С людьми мирись, а с грехами бранись!»; «При счастье бранятся, при беде мирятся»; «Сколько ни браниться, а быть помириться»; «Всякая ссора красна миром»; «В мире жить – с миром жить» [12, с. 510]. Мечта о мирном существовании, воплощённая в словесных формулах, – ключ к достойному самостоянию и человека, и народа: «Мир вам, и я к вам» [12, с. 513]; «Где лад, там и клад»; «Навалиться всем миром»; «Кто больше мира будет? С миром не поспоришь» ; «Кто сеет мир, пожнёт и счастье»; «Дружно за мир стоять – войне не бывать». Не было ничего выше мира как высшего творения Божия. Потому и решать проблемы наши предки стремились «Мирком да ладком», а венцом всех благопожеланий было «Мир Вашему дому».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=