Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 118 внутренним «Я», не подчиняется внешним обстоятельствам, а руководствуется только внутренним голосом. Таков, в частности, и главный герой фильма – генерал-лейтенант С. П. Котов, роль которого исполнил Н. С. Михалков, и его дочь, и многие герои фильма, чьими руками и будет добыта долгожданная победа. Путь примирения нередко достаточно долог и труден. Таков, в частности, путь сына «серединной, исконной России», писателя И. А. Бунина, категорически не принявшего падения старой России, власти большевиков и потому проведшего последние 33 года своей жизни на чужбине. Бунин, писавший о примирении как о единственно приемлемой форме существования человечества ещё на заре своей творческой биографии (см. перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»: Ваша сила – лишь в согласье, / А бессилие – в разладе. / Примиритеся, о дети! / Будьте братьями друг другу!» [8]), яростно ненавидел большевиков (что, в частности, нашло отражение в книге гнева и скорби «Окаянные дни»). Когда гитлеровская Германия напала на СССР, ненависть к большевикам была оттеснена переживаниями и раздумьями за Отечество. «Этот глубинный страх заслонил в его сознании всё то, что в советском строе по-прежнему оставалось для него неприемлемо» [3, с. 342]. Осознавая, что в России происходит то, от чего зависит судьба всего мира, Бунин, следя за происходящим, отмечая продвижение советских войск на карте, слушая советское радио, отступил от своей некогда бескомпромиссной позиции, не переставая думать и молиться о России и народе, когда «озверелые люди продолжают своё дьяволово дело» [5, с. 222] на родной для него земле. Эта сопричастность трагической судьбе далёкой Родины, соучастие в ней нашли отражение и в литературном творчестве (в частности, в рассказе «Холодная осень» (1944), безымянная героиня которого, дворянка, казалось бы, потерявшая в исторической катастрофе всех и вся, доживая в полном одиночестве на чужой земле, являя типичный образец достоинства и мужества, не ропщет на свой тяжкий крест, ведь в опасности вся Россия). Позиция автора и его героини – отражение позиции тех, кто принадлежал к т.н. «бывшим», но кому была дорога судьба Родины. К таким патриотам Отечества относятся и представители белой России, герои цикла романов, сохраняющего традиции русской литературы во второй половине XX – начале XXI века В. Михальского «Весна в Карфагене». Так, Анна Карповна Мерзловская, вдова адмирала, урождённая Ланге, из семьи защитников Отечества, а нынче – дворничиха Нюра Галушко, воспитывающая в стране большевиков дочь, говорит: «Защищать страну, даже такую… наш долг. Сейчас не до распрей, сейчас речь идёт о судьбе России» [10, с. 177]. Типология примирения в отечественной литературе и искусстве И народная, и авторская песня – важнейший ресурс, поддерживающий канон примирения (и в первую очередь, канон сохранения мира) в отечественной культуре. Таковыми в СССР стали любимые в народе песни, декларирующие миролюбивую (миротворческую) позицию человека, народа и государства песни: «Солнечный круг» (муз. А. Островского, стихи Л.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=