Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 120 можно, а свиней нельзя?!»… «Как же можно так жить: «Сняли сапоги, надели туфли… «Сняли туфли, надели сапоги…»? «Человеческим пеплом – поля?..». Упустив семейство Рашке, на которых гнули спины жертвы нацизма, вчерашних врагов, ускользнувших от возмездия, много повидавшие за войну советские солдаты и офицеры не знают, чем помочь пришедшему из лагеря поляку Штефану, который здесь потерял всё (любимую Катаржину, маленького сына). Немоту туманного рассвета нового дня прорезывает похрюкивание голодных свиней. Выбравшись из сарая, они требуют еды, а люди (советские воины, идущие из концлагеря его бывшие узники (поляк, немцы)) скованы оцепенением перед лицом так и не исчезнувшей угрозы. В документальном финале картины зритель видит динамичные кадры, снятые на улицах мирных городов Европы, которые сменяются фото узников концлагерей, кадрами истязания людей, ставших жертвами нацизма, документальными кадрами, сделанными в концлагерях, ставших музеями, по которым течёт человеческая река, идут люди разных национальностей, которые появились на свет вопреки идеологии фашизма, нацизма, которых объединяет общая ненависть к палачам народов и человечества. Пронзительно-тревожная музыкальная тема финала взывает к общей – общечеловеческой – памяти, совести, к объединению посредством разума и любви вокруг идеи противостояния злу. Спустя несколько десятилетий после победы советского народа в Великой Отечественной войне, представленная на экране проблема примирения была призвана всколыхнуть сознание зрителей (в первую очередь, непосредственных участников, свидетелей войны). Возможность нравственного и социального примирения предполагает искреннее покаяние врага, а также наличие диалога культур, их общение. На примирение с вчерашним врагом (не со злом, каким стали фашизм, нацизм, с которыми мириться нельзя), что и демонстрировал фильм, многонациональный советский народ (в первую очередь, его армия) оказался способен благодаря таким нравственным качествам, как великодушие, милосердие, благородство, гуманизм, сострадание. 2. Если не примирение, то искреннее сострадание героя-воина (победителя) по отношению к врагу , как, например, в знаковой повести Вячеслава Кондратьева «Сашка», бесфамильный герой которой, молоденький солдат, участник боёв подо Ржевом, – носитель традиционных духовных ценностей, которые и проявляются Сашкой в критических ситуациях в незатейливых фразах: «Чего боишься? Мы не вы. Пленных не расстреливаем» [11, с. 149]. Хлебнувший на самом переднем крае военного лиха, Сашка не потерял способности к сопереживанию, состраданию: «Ещё стояли в Сашкиных глазах газетные январские фотографии, когда гнали немцев от Москвы, – и трупы их замёрзшие, и техника брошенная, и какие они были жалкие, в бабьи платки закутанные, с поднятыми воротниками жидких шинелишек… Какие шинели у них хлипкие, Сашка знает, просвечивают насквозь, с нашими не сравнять» [11, с. 153]. И бережёт немца Сашка в своей грязью заляпанной телогрейке и прожжённых штанах даже от созерцания полянки, на которой лежат незахороненные убитые, хотя и осознаёт безграничную волю над
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=