Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 121 пленным по дороге в штаб! И потому противится приказу обезумевшего после смерти любимой комбата вести немца: «Жалел он немца…» [11, с. 165]. Мы смотрим на происходящее глазами Сашки, который не может стрелять в безоружного, беспомощного: «Поднял голову немец, глянул на Сашку пустыми, неживыми уже глазами, и предсмертная тоска, шедшая из них, больно хлестнула по Сашкиному сердцу…» [11, с. 173-174]. Сашка предложил пленному, которого сейчас нужно расстрелять, закурить. «Немец опять вскинулся, и пришлось Сашке принять его взгляд, а лучше бы не видеть… Померкшие глаза и мука в них <…> Так или не так понял Сашка его взгляд, но обдал он его такой тоской, что в пору и себе пулю в лоб <…> Нет, не могу… Прислонился Сашка к уцелевшей полуобгорелой стене…. в душе нарастало: не буду, не буду! Пусть сам комбат стреляет! <…> и вызов в своих глазах он погасил, и смотрел на комбата уже без дерзости, но твёрдо, хотя колотилось сердце <…> И отвернул глаза капитан <…> – Немца отвести в штаб бригады» [11, с. 174-177]). 3. Примирение героя с самим собой ( человек, открытый миру, наделённый свободой, способностью сопереживать, преодолевает эгоизм, демонстрируя готовность пожертвовать собой «за други своя», за своё Отечество, выполняющий который век свою миротворческую миссию) . Как, в частности, героиня романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Елена Турбина, вымаливающая жизнь старшего брата, отказываясь от собственного женского счастья [2, с. 213-218]; или матушка Алевтина, героиня романа А. Сегеня «Поп», заболевшая тифом и уходящая навсегда из многодетного дома в метель, под покров Богородицы, спасая ценой самопожертвования жизни приёмных малышей и своего мужа, отца Александра [15, с. 238-243]. Примирение с собой демонстрирует в художественном фильме «Мусульманин» В. Хотиненко (1995, авт. сцен. – В. Залотуха), одном из лучших фильмов середины 90-х гг. ХХ в., периода, когда режиссёры ищут пути противостояния антиценностям, ценностям западной цивилизации. В появившемся в разгар первой чеченской кампании, в период межэтнических конфликтов на Балканах, в начале процесса активной иммиграции представителей мусульманского мира в страны Западной Европы, в фильме рассказана история русского мусульманина. Вызволенный из афганского плена, бывший советский военнослужащий, Николай Иванов, возвращается в родную рязанскую деревню, но оказывается чужим для своих, так как, став мусульманином в Афганистане, Абдуллой, он и на родной земле читает намаз, соблюдает традиции мусульманского мира, не пьёт, не сквернословит, не ищет лёгкого хлеба, как окружающие, чем вызывает, как минимум, недоумение не только у самых близких. Иноверец Абдулла (Коля) вызывает неуёмную ненависть у старшего брата, горького пьяницы, которого не может урезонить даже родная мать. Мать братьев Ивановых, тетка Соня, вынуждена, выживая в бедности, семейных неурядицах и тяжкой крестьянской работе, жить так, так живут окружающие. Мать не осуждает сына, однако возникший на почве разных религий внутрисемейный конфликт разрешить практически

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=